Екатерина Матвиенко. Советы юридического психолога

Соцсети на работе
комментировать Соцсети на работе

Глава Федерации независимых профсоюзов Михаил Викторович Шмаков поддержал идею об ограничении доступа к соцсетям в рабочее время всем работникам, за исключением тех, чья деятельность связана напрямую с работой в соцсетях. Он отметил, что в рабочее время сотрудник должен заниматься работой, и для этого его нужно оградить от соблазнов проводить рабочее время в интернете.

Как сообщило в пятницу ТАСС со ссылкой на пресс-службу Минтруда России, ведомство не планирует предлагать изменения в трудовое законодательство по вопросу введения ограничений на пользование социальными сетями в рабочее время, поскольку «все необходимые нормы уже отражены в Трудовом кодексе. Подобные вопросы могут регулироваться коллективным договором, локальными нормативными актами, например, правилами внутреннего трудового распорядка, должностными инструкциями…»

Недавно предложение ограничивать доступ к соцсетям для работников в рабочее время поступило от члена Общественной палаты РФ Владимира Слепака: «Я рад, что мое предложение поддержал Председатель Федерации независимых профсоюзов России Михаил Шмаков, а это уже мнение реальной всемогущей организации, которое вряд ли удастся игнорировать чиновникам, хотя бы потому, что ФНПР объединяет свыше 20 миллионов человек…Давайте вспомним о поручении Президента России Владимира Путина Минкомсвязи по разработке законопроекта о государственном контроле за интернет-трафиком с целью защиты Сети от внешних угроз. Также забыли, что Дмитрий Медведев утвердил план правительства по реализации «майских указов» президента Владимира Путина, где отдельной строкой прописана задача 50% роста производительности труда в экономике! И, мне кажется, для всех должна быть очевидна связь между нецелевым использованием интернета в рабочее время и неэффективной работой. Думаю масштаб этой проблемы можно смело исчислять процентами от ВВП».

Я как клинический психолог, профессиональный психотерапевт, хотела бы поддержать данное предложение о регулировании времени, которое проводят работники в соцсетях. Безусловно, постоянное времяпрепровождение в различных соцсетях, особенно, в рабочее время, отвлекает работника от поставленных задач, уменьшает продуктивность его труда. Вместо того, чтобы заниматься продуктивной деятельностью в реальности и проявлять творческий подход к решению профессиональных задач, человек уходит в некий виртуальный мир, в котором желаемое, как правило, достигается легко и просто. Это один из видов психологической зависимости и далеко не все, даже те, кому за 40, могут полностью регулировать свое время нахождения в соцсетях.

Каким же образом формируется интернет-зависимость?

Во-первых, следует отметить, что у человека есть потребность зарегестрироваться в какой-либо одной или нескольких соцсетях. Как правило, это несколько известных соцсетей. Причины такой потребности изначально могут быть совершенно различными, в конце-концов, человек даже может забыть о причинах и никогда о них не вспомнить. Важно другое – личность относящаяся к сильному и уравновешенному типу нервной системы (сангвиники, флегматики) меньше подвержена зависимости от интернета, поскольку, обладает более эффективными механизмами самоконтроля, их психика более устойчива, а значит, меньше подвержена воздействию стрессов. Люди со слабым типом нервной системы (меланхолики), либо, с сильной, но неуравновешенной нервной системой (холерики), обладают большей чувствительностью к внешним воздействиям среды, чаще дают психологические срывы в результате воздействия различных стресс-факторов. Именно они и составляют основную группу риска интернет-зависимых. Пребывая в виртуальном пространстве соцсетей они пытаются, таким образом, защитить себя от внешнего стресса, сохранить внутреннее психическое равновесие, получая дозы «искусственного удовольствия».

26.02.2016
Как должнику выжить в условиях прессинга коллекторских агентств
10 комментариев Как должнику выжить в условиях прессинга коллекторских агентств

Законопроект

Наконец-то хотят принять закон, который будет регулировать деятельность коллекторов. В законопроекте устанавливается минимальный размер уставного капитала для коллекторского агентства в размере 10 млн. руб., предлагается создать единый реестр коллекторов, вводится ограничение на число звонков и время общения с должниками: не чаще 2-х раз в неделю с 08.00-22.00 по будням и с 09.00-20.00 по выходным. Отдельные положения законопроекта касаются  запрета на применение физической силы и на угрозы ее применения, а также попыток оказать психологическое давление на должника, в том числе, путем введения его в заблуждение. Кроме того, сотрудникам коллекторских агенств хотят запретить общение с несовершеннолетними и недееспособными гражданами. Документ вводит запрет на использование устройств, скрывающих номер звонящего или адрес электронной почты, и не разрешает заниматься коллекторской деятельностью лицам, имеющим судимость за экономические преступления или совершившим правонарушения в сфере общественной безопасности. За нарушение установленных норм предполагается штраф до 2-х млн. руб.

Реальность

В конце января в России произошел очередной всплеск общественной дискуссии, посвященной деятельности коллекторов и ее законодательном урегулировании. Поводом послужил инцидент, произошедший в Ульяновске. Там 44-летний мужчина, занимавшийся взысканием долгов, бросил бутылку с зажигательной смесью в окно частного дома. В результате, ожоги получили 2-летний ребенок и 56-летний мужчина. Подозреваемого арестовали. Практически каждый день в новостях мы видим примеры недобросовестного поведения коллекторов. Фотографию дочери новосибирца опубликовали в социальной сети с траурной рамкой и словами «Любим, помним, скорбим»; омичу пообещали взорвать школу, в которую ходит его сын; пермяка жестоко избили в подъезде собственного дома.

Давайте рассмотрим отдельные методы воздействия коллектора с точки зрения психолога.

Нерегулируемые временем и количеством звонки не только не способствуют возрастанию сознательности должника, а наоборот, зачастую вызывают раздражение и злость. Реакция любого на 100 звонков в день – сменить номер телефона. Грубая, невежливая форма общения, запугивания, угрозы вызывают нежелание продолжать общение с представителем коллекторского агенства. К сожалению, сменой телефонного номера или игнорированием звонков отделаться от профессионального коллектора в наши дни практически невозможно.

Слабое звено

Вне зависимости от того, к какому из 4-х психологических типов вы относитесь, - холерик, меланхолик, флегматик, сангвиник, - риск получить серьезную психологическую травму от вынужденного общения с коллекторами довольно высок.

У представителей такого сильного типа нервной системы как холерик процессы возбуждения нервной системы преобладают над процессами торможения. Человек с таким темпераментом быстро истощается и склонен к срывам. Длительный прессинг со стороны коллекторов однозначно вызовет ответную агрессивную вспышку.

У представителей слабого типа нервной системы, такого, как меланхолик, длительное психологическое давление может вызвать нежелание общаться и усугубление уже существующего депрессивного состояния, сформированного долгами. Меланхолический темперамент определяется слабостью процессов возбуждения и торможения. Даже при небольшом перенапряжении, например, в случае решения трудной задачи или поиска выхода из непростой жизненной ситуации, у меланхолика наступает срыв.

У представителей флегматического темперамента, отличающегося силой и малой подвижностью нервных процессов, постоянный психологический прессинг от представителей коллекторского агентства может вызвать развитие различных навязчивых состояний, например, синдрома навязчивых мыслей - ментизма. Если у человека с таким типом нервной системы вызвать агрессивную реакцию, то она может долго и направленно прогрессировать. Это обусловлено малой подвижностью нервных процессов при сильном типе. Однажды возникнув в определенных центрах, они отличаются постоянством и силой.

Сангвинический темперамент – стойкий и выносливый, процессы возбуждения и торможения нервной системы у него достаточно сильные, уравновешенные и легко подвижные. С точки зрения адаптации к изменяющимся условиям среды, этот тип быстрее всех приспосабливается и наиболее стрессоустойчив. Однако, даже у представителей такого «идеального» типа нервной системы может произойти сбой в психике в результате постоянно растущего напряжения, чрезмерного психологического давления и невозможности решить накопившиеся материальные проблемы вовремя.

К сожалению, жертвами психологических срывов и спровоцированной агрессии должников не редко становятся члены их семей и совершенно незнакомые «случайные» люди.

По закону

В соответствии с сегодняшним законодательством, правом принудительного взыскания долгов в России наделена всего одна структура — это Федеральная служба судебных приставов. Если кто-то другой горозится описать ваше имущество — это незаконно. За подобные угрозы коллекторов можно привлечь к ответственности за вымогательство по ст. 163 УК РФ.

Пока идет обсуждение законопроекта и фактически нет закона о коллекторах,  деятельность коллекторов регулируется Гражданским и Уголовным кодексами РФ, законами «О кредитных историях», «О потребительском кредите», «О персональных данных», Кодексом об административных правонарушениях. Помните, что вы имеете право направить официальное письмо в организацию, в которой брали кредит или займ, с просьбой отозвать согласие на предоставленное банку право на передачу ваших личных данных третьим лицам.

Должникам следует помнить, что коллекторы не вправе тревожить их телефонными звонками между 22.00 и 06.00 часами (ст.96 ТК РФ). Если вам позвонили, то в начале вашего телефонного разговора предупредите собеседника, что ваш разговор записывается и попросите звонящего назвать контактные данные коллекторского агентства и представиться: название организации, адрес организации, номер телефона, ФИО коллектора. В случае отказа можно смело вешать трубку. Если же звонящий ответит на все ваши вопросы, будет разумно продолжить разговор с целью выяснения, какими документами он руководствуется, кто предоставил ему ваши персональные данные, и с какой целью он вам звонит.

При личной встрече с коллектором попросите его предъявить документ, удостоверяющий личность и заверенное разрешение на взыскание задолженности. Все разговоры записывайте на диктофон. Идеальным вариантом будет, если ваши встречи будут происходить при участии юриста. При любой незапланированной встрече с коллектором сразу ищите свидетелей на случай правонарушения. Ни в коем случае не впускайте коллекторов в свой дом в соответствии со ст. 25 Конституции РФ о неприкосновенности жилища.  У коллекторов нет права входить в ваше жилище и требовать этого. За попытки незаконного проникновения в вашу квартиру они могут быть привлечены к уголовной ответственности по ст. 139 УК РФ.

Должнику следует помнить, что при общении с коллектором, выкупившим долг, имеется возможность «закрыть» свои обязательства с существенным дисконтом, поскольку банки часто продают долги с большой скидкой. Поэтому коллектором выгодно получить часть «живых денег» сразу и простить остаток долга. То есть с ними можно попытаться договориться, однако в случае попытки оказать физическое воздействие, покушения на ваше имущество или попытки без вашего согласия проникнуть в ваш дом, следует немедленно писать заявление в правоохранительные органы.

24.02.2016
1 комментарий Школа и «трудный» подросток. Как учителю выстоять в «войне миров»?

           В учебных заведениях России, как и в других странах, взаимоотношения между учителями и учениками в наши дни  как никогда сложны. К перечню "стандартных" причин взаимных конфликтов на почве низкой успеваемости и ненадлежащего поведения ребенка добавились религиозно-этническое неприятие, вседозволенность  школяров из состоятельных семей, равно как и "продукты"  воспитания (или его отсутствия) в неполных семьях, законодательное расширение прав ребенка, и, конечно, общее усиление социальной агрессии у подростков.

 Вот реальный пример непредсказуемой поведенческой "вспышки"  европейского тинэйджера из тихого городка:

По  сообщениям СМИ, в канадском Ля-Лоше подросток застрелил дома двух своих братьев и отправился в школу, где его жертвами стали еще двое человек, в числе которых 23-летняя единственная дочь исполняющего обязанности мэра городка, работавшая учительницей. Юноша задержан.

Подобный случай произошел  в  Гааге (Нидерланды, 2004), 17-летний учащийся одной из средних школ тяжело ранил учителя биологии, выстрелив ему в голову из обреза. Инцидент произошел во вторник во время школьной перемены на глазах у десятков учащихся. Как сообщил голландский телеканал "НОС", в критическом состоянии учитель был доставлен в госпиталь на вертолете, после чего ему была сделана операция. Учащиеся утверждали, что напавший на преподавателя подросток был недоволен тем, что его на несколько дней отстранили от занятий за плохую неуспеваемость.

 В России подобный случай произошел 3 февраля 2014 года в московской школе №263 (Отрадное). Ученик 10 класса этой школы Сергей Гордеев, взяв карабин и винтовку своего отца, проник в здание школы, где убил учителя географии захватив в заложники своих одноклассников, а затем открыл огонь по прибывшим на место происшествия сотрудникам  МВД России, убив сотрудника вневедомственной охраны и тяжело ранив патрульного. Произошедшее стало первым случаем школьной стрельбы в России. 3 марта 2015 года Бутырский районный суд Москвы признал Гордеева совершившим убийства и покушение на убийство в состоянии невменяемости и направил его на принудительное психиатрическое лечение. Решение было оспорено защитой потерпевших, 10 августа 2015 года Московский городской суд признал его незаконным однако 13 ноября 2015 года  Президиум Мосгорсуда направил дело на пересмотр в Московский окружной военный суд. В настоящее время продолжает находиться на рассмотрении.

Вот еще несколько примеров зверской  расправы   школьников с учителями.

 В  Китае (20.10.2015), трое школьников жестоко убили учительницу. Инцидент произошел в воскресенье в уезде Шаодун округа Шаоян. Полиция арестовала нападавших на следующий день после убийства. Ученики гуляли возле школы, когда решили ограбить учительницу, которая в тот момент дежурила в учебном заведении вместо охранника.

После этого ученики проникли в здание и напали на 52-летнего преподавателя, избив ее деревянной дубинкой, а затем завязали ей рот кляпом и отнесли ее в туалет, где женщина скончалась от полученных травм. Полиция арестовала нападавших .Оказалось, что они являются учениками другой школы уезда. Школьники украли у жертвы мобильный телефон, а также наличные денежные средства в размере около двух тысяч юаней (примерно 315 долларов США). Полиция арестовала нападавших на следующий день. Это наглядный пример необъяснимой дикости и  жестокости подростков.

С учительницей физики из России (Иркутск),  Ларисой Фисенко  (01.02.2008) произошел следующий инцидент. Собственный ученик за поставленную двойку нанес несколько ножевых ранений. Серьезно повредил легкое, желудок. Физика Евгению не давалась. Лариса Фисенко - педагог требовательный. И чуть ли не каждый урок ставила молодому человеку двойку. К концу года одиннадцатиклассник  понял, что может остаться на второй год. Перед одной из последних пересдач Евгений встретил учительницу возле ее подъезда. Просил об итоговой тройке. Лариса Валентиновна сказала, что решать этот вопрос будет только в школе. Тогда подросток напал. В результате женщина несколько недель провела в больнице.

Бывают и совершенно противоположные ситуации, когда и взрослый не в состоянии сдержать вспышку гнева.  К этому приводит профессиональная деформация при многолетней работе в школе.Подобный  случай произошел 24.12.2015 года,  в школе №2000, расположенной на юге Москвы . Двадцатишестилетний  учитель истории  Дмитрий Миссиян после проведенного урока в 7Б оставил в кабинете четырех наиболее шумных учеников. Дети весь урок передразнивали и мешали занятиям. Учитель в ходе конфликта взял одного из учеников -13-летнего Кирилла Т. – за шею и начал душить. Мальчика он позже отпустил, а другие дети в это время выбежали из кабинета»,  - сообщает LifeNews  со ссылкой на источник в правоохранительных органах.  Вскоре  учитель был задержан и полностью осознал свою вину. В отношении него начата проверка, по итогам которой будет решен вопрос о возбуждении дела по статье «Покушение на убийство». 

Хочу подчеркнуть, что это достаточно серьезная статья

Покушение на убийство - статья 30, 105 УК РФ. В соответствии с частью 3 статьи 30 УК РФ, покушением являются умышленные действия, направленные на совершение преступления, при условии, что оно не было доведено до конца по причинам, не зависящим от виновного. К таким обстоятельствам может быть отнесено, например, задержание виновного сотрудниками полиции или другими лицами.

На практике, покушение на убийство, то есть преступление, предусмотренное ч.3 ст.30, ст.105 УК РФ, нередко бывает сложно отграничить от умышленного причинения  тяжкого вреда здоровью - ст.111 УК РФ. Пределы наказания по этим двум нормам имеют принципиальные различия - в первом случае санкция достигает пожизненного лишения свободы, во втором - максимум, что может грозить виновному - 15 лет заключения.

Таким образом, для квалификации попытки убийства ключевое значение имеют два фактора:

1.умысел виновного

2.обстоятельства прекращения преступления (наличие или отсутствие препятствий для доведения намерений до конца).

 Не так давно (23.10.2015)  в средней школе одного из крупных сел Чайковского района Пермского края. В Чайковском  ОМВД подтвердили факт нанесения учителем ученику телесных повреждений, но в интересах следствия и несовершеннолетних участников ЧП полиция не разглашает все подробности случившегося. Назначена экспертиза по установлению тяжести причинения вреда здоровью ребенка. По окончании доследственной проверки будет дана юридическая оценка действиям школьного учителя и принято процессуальное решение".

   Безусловно,  педагог совершил серьезное правонарушение и  не имел права причинять физический вред ученику.  На мой взгляд, по-настоящему профессиональный педагог всегда сумеет найти подход к любому, даже самому сложному ребенку или подростку. Скорее всего, этот педагог находился в школе не по призванию, во всяком случае, морально, психологически он  не был готов работать с трудными детьми, которые есть, практически в каждом классе.

Давайте вместе попытаемся разобраться в психологии таких «трудных» подростков,  понять, как  правильнее общаться и взаимодействовать с ними.  Однажды ситуация может накалиться  до предела, до конкретной статьи уголовного кодекса РФ. Помните, что это  может коснуться как вашего ребенка,   так и его учителей.

 

 

 

Как вычислить  «трудного  подростка»

 

Трудными подростками называют тех детей, чье поведение резко отличается от общепринятых норм и препятствует полноценному развитию. Зачастую, к трудным относят детей, существенно различающихся по своим индивидуальным особенностям.

Главная особенность трудных детей – психическая незрелость, отставание от возрастных норм.

 

 

             Как ведет себя трудный подросток:

1.     Напускная независимость

2.     Нежелание учиться

3.     Отсутствие уважительного отношения к учителям, родителям

4.     Авторитет завоевывается у сверстников с помощью физической силы

5.     Грубость, цинизм, бесшабашность

6.     Повышенная внушаемость

7.     Неумение соотносить свои поступки с нормами поведения

8.     Слабость логического мышления

9.     Импульсивность

10.Позерство

11.Вспыльчивость

12.Жестокость

13.Злопамятность

14.Мстительность

15.Холодность

 

 

 

         Возможные   причины «трудного возраста»:

1.     Наличие врожденного психического заболевания

2.     Пограничное состояние (акцентуации характера, пограничная аномальная личностная изменчивость (выход за пределы поведенческих норм в результате стрессовой ситуации, а также способность психики вернуться обратно в границы  нормы, т.н. «дрейф»)

3.     Перенесенные инфекции (грипп, малярия, венерические инфекции, острые интоксикации)

4.     Травмы головы

5.     Частые и тяжелые заболевания, ослабляющие организм

6.     Алкогольная интоксикация плода

7.     Неблагоприятный климат в семье

8.     Отсутствие единства требований со стороны родителей и учителей, полярность их требований

9.     Хроническая неуспеваемость в школе (в результате  педагогической запущенности, дефицита внимания в семье).

 

Грани нормы и патологии не всегда легко различимы в подростковом возрасте. Поэтому, даже опытному врачу приходится иногда несколько раз встречаться с подростком, прежде чем решить, имеет ли он дело с особенностями характера или с психическим заболеванием.

Тем более, не могут разобраться в этом сложном переплетении сами родители.

Не гадайте, не ждите годами! Обратитесь к клиническому психологу!!!

 

 Существуют различные программы психологических тренингов по работе с трудными подростками. Психотренинги могут проходить в русле разных направлений психотерапии, которые подбирается для каждого подростка, учитывая  индивидуальные особенности его акцентуации характера (крайней границы нормы). См. В. Личко "Акцентуации характера у подростков" (шизоидная акцентуация характера, истероидная, эпилептоидная, гипертимная, сензитивная).

1.Арт-терапия

2.Гештальт-терапия

3.Психодрама

4.Символ-драма

5.Поведенческая терапия (трудотерапия)

Особенно  хочу порекомендовать тренинги трудотерапией на животноводческой  на ферме.  Желательно, чтобы такая ферма находилась подальше от города. Возможность пользоваться интернетом и мобильными устройствами у подростка категорически исключается. Каждый день начинается с того, что ребенок начинает кормить завтраком всех домашних животных (кроликов, кур, овец, козочек) и только после этого завтракает сам. Животных нужно не только кормить несколько раз в день, но и  чистить курятник и другие места их обитания. В летнее время - работы на огородах, в саду.  В зимнее время - очистка  территории фермы от снега. В свободное от работы время,  подросткам предлагается построить совместно горку или вылепить снежную крепость, что способствует  развитию навыков общения и стимулирует необходимость искать общий язык друг с другом даже очень замкнутым, малообщительным.

Более эффективный способ: собираем  на ферме  от 4-5 трудных подростков,  в свободное от трудотерапии время, возможно проведение тренингов в направлении психодрамы или арт-терапии, игровой терапии, сказкотерапии. Необходимо учитывать личностные особенности подростков, чтобы подобрать наиболее подходящий вид групповой психотерапии, проводящейся в промежутках между работами по ферме и работами по дому, в котором проживают дети.

Арт-терапия (от англ. art, искусство) - терапия изобразительным творчеством, имеющая целью воздействие на психоэмоциональное состояние человека. В узком смысле слова - рисуночная (можно использовать простые и цветные карандаши, гуашь, акварель. Рисуя, подросток учится выражать свои скрытые эмоции, самовыражаться в рисунке. Подростки   рисуют, как правило,  на свободную тему, обмениваются своими работами и мыслями по поводу рисунков  других членов группы. Весь процесс контролируется и при необходимости, корректируется  клиническим психологом, психотерапевтом.

Психодрама - вид групповой психотерапии, в котором подростки разыгрывают различные ролевые игры на заданные психотерапевтом темы. В отличие от классических театральных ролей, здесь роли участники выбирают и распределяют сами. Психотерапевт лишь объясняет  основные правила психодрамы, а в пределах их поощряет всяческую импровизацию и спонтанность. Участникам не навязывается какой-то конкретный сценарий, они не разыгрывают сцены из своей прошлой жизни, а действуют "здесь и сейчас". Именно такая творческая атмосфера позволяет участникам  отвлечься от собственных комплексов, выйти за пределы шаблонов поведения. Этот вид групповой психокоррекции особенно полезен для трудных подростков, имеющих сложности в отношениях со взрослыми, со сверстниками. 

Гештальт-терапия  - это одно из современных направлений экзистенциальной психотерапии, главная цель которой повысить собственную осознанность для достижения целостности личности, наполненности и осмысленности жизни, улучшения контакта с окружающими людьми и внешним миром. Из разрозненных кусочков мы  создаем свой собственный целостный образ, целостную личность, что особенно актуально для подростков во время их личностного становления.  Гештальт-терапия учит подростка грамотно расходовать накопившуюся энергию и не зацикливаться на мелочах, которые отвлекают от поставленной цели, учит отбрасывать негативные воспоминания и мысли, мешающие ему полноценно учиться и общаться.

Игровая психотерапия - метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. Для подростков этот вид психотерапии также может играть существенную роль в проигрывании своих социальных ролей, в дальнейшем выборе профессии. Важную роль в процессе игровой психотерапии играет  так называемая терапия отреагированием, когда разыгрываются такие игровые ситуации, в которых ребенок или подросток может пережить конфликтную или страшную для него ситуацию вновь, но в безопасной обстановке. Воссоздание такого травмирующего события позволяет подростку освободиться от психического напряжения, вызванного этим событием.

Сказкотерапи​я - очень полезный для подростков вид психотерапии, когда в сказочном путешествии можно предложить различные игры и упражнения, направленные на развитие самоинтереса, рефлексии, повышение самооценки и уверенности в себе, снятие  повышенного психического напряжения. Часто у "трудных" подростков повышена агрессивность и в связи с этим существуют проблемы конструктивного взаимодействия друг с другом. Для разрешения подобных проблем  существуют специальные игры. (здесь может быть отдельная статья).

Тренинги умений . Тренинг – это  наработка жизненных  навыков и умений.  Проводятся под руководством опытного  психотерапевта. К видам таких   умений относятся: управление собственным состоянием тревожности, планирование своего образовательного  развития (обучение в школе, сдача экзаменов, поступление в ВУЗ), профориентация,  изменение собственных жизненных установок . Это, своего рода, перепрограммирование уже имеющейся у подростка  модели поведения.

Коммуникативные тренинги для подростков развивают умение слушать  партнера и развивать навыки общения, сокращать дистанцию между собеседниками (при закомплексованности), умение контролировать свое поведение.  При этом развиваются такие качества как  доброжелательность, общительность, уверенность в себе.

 

 

Основные ошибки в общении педагогов с подростками:

1. Нельзя  обращаться  к ним "Дети" 

И еще хуже : "Дети ! Вы должны..."

2. Обращаться к подростку по фамилии

3. Кричать, ругаться, передразнивать

4.Срывать злость из-за другого на мне

5.Критиковать при других

6.Движения "паразиты"

7."рукоприкладство" (толкают, щиплют и др.)

 

Советы педагогам:

                                                                   

1.Общительность

2.Внимательность к детям

3.Доброта

4.Оптимизм

5.Чувство юмора

6.Умение держать слово и выполнять обещания

7.Мастер своего дела

8.Энергичность

9.Умение увлечь деятельностью

10.Способность к сопереживанию

11.Остроумие

12.Тактичность 

 

 

Самая важная заповедь педагога в работе с трудными подростками:

Защита прав подростка на яркие и сильные эмоции, на приключения, на романтику, на увлечения и интересы.

Если мы хотим заботиться об обучении подростка - нас в первую очередь, должен волновать его познавательный интерес. Подросток тем лучше учиться, чем ему интереснее.

Если мы хотим заботиться о воспитании подростка - мы должны думать об эмоциональной и нравственной окраске событийного ряда его жизни.

Это условие прослеживается в народной мудрости: "Хорошая мать кормит ребенка молоком и медом". Молоко - в значении еды, одежды и всего необходимого,  материального для ребенка, а мед - это радость, сладенькое, интересное, эмоциональное и т.д. Учителям здесь можно посоветовать  использовать на уроках активные формы, групповые , элементы тренинга, а также просмотр и обсуждение видеофильмов, использовать интерактивную доску и т.п.

Моя бабушка, Людмила Ивановна Сербиненко, потомственный учитель математики, проработала в школе 35 лет, является заслуженным учителем Советского Союза, ветераном труда, всегда повторяла слова своей мамы, потомственной  учительницы математики, преподававшей еще в царской гимназии  дореволюционной России: "Плохие оценки твоих  учеников, плохое поведение на уроках - это, прежде всего, оценка твоей собственной  работы, отсутствие профессионализма и  любви к детям".

Совет молодым и не очень молодым педагогам: если Вам пришлось  работать с трудным подростком, то не стоит подчеркивать его недостатки и оставлять "наедине" с ними,  рассчитывая на то, что ребенок сам в состоянии проработать и исправить свои "темные" стороны...(Ты жесток,  стань добрым", "ты груб, стань вежливым" и т.п.). Для подростка,  искоренение подобных негативных качеств, как правило, является непосильной задачей. Сложные составные личности, как, например, грубость или жестокость, совсем не просто изжить и вместо них привить другие, социально полезные качества: вежливость, доброту, отзывчивость и т.д.

Опирайтесь на положительные качества подростка (любовь к природе, животным, музыке, спорту) и развивайте их, постепенно меняя отношение к другим предметам и явлениям, к окружающим людям, учителям, родителям, к учебе, труду и т.п.

Чаще всего, конфликты школьников с учителями берут свое начало  в семье, в следствии  неправильного воспитания или же его отсутствия.  Прежде всего,  родителям нужно научиться грамотно  выстраивать взаимоотношения  со своим ребенком.

 Вот несколько советов клинического психолога  родителям   «трудных» подростков:

1.     Не злоупотребляйте запретами и наказаниями

2.     Найдите причину такого поведения

3.     Помните, к Вашему ребенку нужен индивидуальный подход

4.     Усильте познавательный интерес. Вовлекайте ребенка в разные виды деятельности, но держите ситуацию под постоянным контролем.

5.     Говорите с ребенком тактично и избегайте резких выражений

6.     Разговаривайте, объясняйте, но не ставьте условий, не требуйте сразу идеального поведения

7.     Замечайте даже незначительные изменения сначала в поведении, так как сначала асоциальное поведение проявляется эпизодически, ситуативно, однако, позже отклонения происходят все чаще, положительные качества перестают доминировать, но сохраняются. И, наконец, асоциальное поведение входит в привычку.

8.     Найдите сильные стороны, качества Вашего ребенка  и постарайтесь правильно их использовать, развивать, давая соответствующие посильные задания.

В заключении, хочется процитировать классика отечественной педагогики, В.А.Сухомлинского:"Не нужно выставлять наружу недостатки в надежде, что ребенок сможет критически оценить свое поведение и изменить его..»

Постарайтесь увидеть в  подростке его лучшие стороны, которые не всегда отчетливо видны (любовь к животным, доброта, упорство в достижении цели, выносливость). Опираясь на положительные качества личности ребенка постепенно. Этот путь уязвляет самолюбие, чувство собственного достоинства, человеческую гордость. Таким путем нельзя воспитать стойкие нравственные убеждения. С первого дня пребывания в школе надо уметь рассмотреть в ребенке все лучшее, неустанно укреплять это лучшее и развивать."

 

 

 



юридический психолог Екатерина Матвиенко

14.01.2016
комментировать Телесно-ориентированная терапия (ТОТ)

Одно из существующих направлений психотерапии – это, ТОТ (телесно-ориентированная терапия). Основоположником телесно-ориентированной терапии выступил  Вильгельм Райх.

 Он полагал, что механизмы психологической защиты и связанное с ними защитное поведение способствуют формированию «мышечного панциря», или «брони характера», выражающегося в противоестественном напряжении различных групп мышц, стесненном дыхании.

    Подобные зажимы чаще всего наблюдаются в шейном, грудном и поясничном отделах. Противостоять таким  психологическим защитным механизмам можно путем изменения телесного состояния и воздействия на напряженную область.

Райхом были разработаны методики для уменьшения хронического напряжения в каждой группе мышц; с помощью физического воздействия он стремился высвободить подавленные эмоции.

 

 

Упражнения  ТОТ (телесно-ориентированной терапии)

1.Упражнение «Арка».  Встаньте, расставив ноги на ширину плеч и слегка повернув носки внутрь. Максимально согните колени, не отрывая пятки от пола. Уприте кулаки в поясницу и прогнитесь назад. Дышите животом и удерживайте эту позу около минуты. Обратите внимание на то, какие участки вашего тела напряжены. Если вы достаточно гибки и расслаблены, ваши ноги начнут дрожать. Это естественная реакция тела на напряжение.

 

2.Упражнение «Заземление». Расставьте ноги на четверть метра, слегка поверните носки внутрь и согнитесь в пояснице вперед. Согните колени и коснитесь пальцами пола. Перенесите весь свой вес на пальцы ног. Глубоко дышите через рот. Медленно распрямите ноги, но не до конца. Глубоко дыша, удерживайте эту позу, пока ваши ноги не начнут дрожать. Прочувствуйте контакт с почвой под ногами. Распрямляйтесь очень медленно, позвонок за позвонком.

 

3. Упражнение «Свободная поза». Это упражнение можно выполнять вдвоем, либо в группе. Задача заключается в том, чтобы максимально расслабить другого партнера, «устроить поудобнее». Разнимаются перекрещенные руки и ноги, опускаются плечи, поворачивается в удобное положение голова другого партнера.

 

4. Упражнение «Снятие зажима». Сядьте в неудобную позу: оглянитесь, не поворачивая плеч и туловища; прижмите подбородок к ключице; поднимите вверх или подайте вперед плечи; коснитесь пальцами руки задней ножки стула. Сосредоточьте внимание на возникшем мышечном зажиме и снимите его усилием воли.

 

5.Упражнение «Напряжение и расслабление рук».     Согните руки, держа их перед грудью параллельно полу. Закройте глаза, дышите легко и равномерно, крепко сожмите кулаки. Затем резко напрягите все мышцы рук от плеча до кисти. Кулаки надо сжать так, чтобы мышцы начали вибрировать. Продолжайте дышать легко и равномерно. Напрягайте мышцы до такой степени, чтобы появилось легкое ощущение боли.

 

 

Упражнение 6. «Высвобождение двигательной активности». Встаньте и закройте глаза, мысленно исследуйте свое тело с головы до пят, зафиксировав особенно напряженные участки. Откройте глаза, осторожно подвигайте и потрясите своим телом, особенно в местах наибольшего напряжения, пока оно не расслабится. Проверьте тело еще раз и при необходимости повторите упражнение.

Упражнение 7. «Напряжение и расслабление тела». Лягте на спину. Полностью вытяните ноги, положите руки вдоль тела. Дышите легко и свободно. Крепко сожмите ягодицы. Затем напрягите икры и бедра. Напрягите все ваше тело, одновременно делайте равномерные вдохи и выдохи – удерживайте напряжение примерно минуту. Старайтесь не выгибаться вверх, чтобы не получился «мостик». Даже когда вы достигли уровня максимального напряжения, ягодицы должны касаться пола.

      Позвольте напряжению полностью уйти. Возьмитесь руками за колени и покачайтесь так несколько раз, чтобы расслабить мышцы позвоночника. Если упражнение удалось, вы почувствуете расслабление и тепло во всем теле. Если вы слишком вытягивали ноги, у вас может появиться ощущение покалывания в стопах и икрах. Упражнение помогает быстро  освободиться от напряжения, расслабить мышцы позвоночника, уменьшить боли в спине.

 

Упражнение 8. «Мычание».

 

Расслабьтесь и мычите нравящуюся мелодию,любые естественные гневные звуки, при этом прикладывайте руки  к разным частям тела, чтобы ощутить как они вибрируют во время мычания. Это упражнение освобождает напряжение вокруг голосовых связок и горла, возникающее у тех, кому приходится много говорить, а также у тех, кто испытывает ощущение сдавленности в горле. Работа с вибрацией позволяет сбрасывать болезненные ощущения в разных частях тела.

 

Упражнение 9. «Крик». Наберите полную грудь воздуху, закройте рот ладонями и закричите изо всех сил. Повторите крик несколько раз до ощущения опустошения.

 

Упражнение 10. «Разрядка гнева и агрессии».

 Составьте список ситуаций и людей (включая себя самого), которые вызывали или вызывают гнев. Выберете объект агрессии, сядьте  на стул с наклоном вперед, положите руки на колени и закройте глаза. Похлопывайте себя по коленям руками, и когда это станет полуавтоматическим действием, начните издавать рычащий или утробный звук. Позвольте звукам становиться все громче, а похлопываниям все тверже, пока не выплеснется вся накопившаяся ярость. Можно притоптывать ногами, выкрикивать бранные слова. Это упражнение полезно не только для сбрасывания избыточного напряжения, но и при спазмах мышц, тиках, подергиваниях конечностей во время сна, общего двигательного беспокойства, а также при отсутствии адекватной сексуальной разрядки.

 

Упражнение 11. «Плач».

 Вообразите себя на сцене, услышавшим скорбную весть, порыдайте от всей души, стараясь включить все мышцы лица, шеи, плеч, предплечий и груди. Это упражнение эффективно при депрессии, нарушениях сна, головной боли, болях в мышцах и суставах, тиках, приступах кашля, частом и болезненном глотании, нарушениях менструального цикла.

 

юридический психолог Екатерина Матвиенко

 

 

14.01.2016
комментировать Психосоматические расстройства у детей

 

У детей также могут проявляться психосоматические расстройства у детей

К сожалению, чаще всего сами родители являются источником непонимания и стресса у детей. Если родители выстраивают слишком жесткие рамки поведения («не трогай», «не кричи», «не беги»). Влияют на детей и всевозможные клише типа: «мальчики не плачут», «девочки должны быть аккуратными»…

Своим нетерпением и нечуткостью такие, излишне жесткие родители способствуют «уходу» ребенка в болезнь.

Диагноз «гипертония» в раннем возрасте –все же редкость, а вот первые «звоночки» будущего диагноза могут дать о себе еще в детстве (например, в виде повышенного беспокойства крохи при перемене погоды или в полнолуние).

Некоторые формы хронического тонзилита или ангина у малыша могут свидетельствовать о недостатке заботы, ласки и простого внимания со стороны родителей.

Астматические (и иные бронхолегочные) проявления у крохи сигнализируют о том, что в отношениях его родителей что-то не ладится, а малыш так пытается «докричаться» и помочь маме и папе наладить отношения.

Страх и невозможность сделать правильный выбор влияют  на работу желудочно-кишечного тракта. Если ребенок часто пугается чего-то непонятного для него, ждет наказаний (от родителей, воспитателей) или просто занимается не тем, чем хочется, а чем «надо» и при этом переносит все молча, то его животик вскоре начнет реагировать на ситуацию. Резкие спазмические боли и колики перед приходом людей, которых кроха не любит, недержание кала и ночные энурезы в период адаптации к детскому саду – наглядный тому пример.

Кожные заболевания у детей порой красноречивее слов говорят о недостатке тактильных ощущений. Поэтому родителям нужно стараться всегда находить время для того, чтобы обнять и поцеловать свое дорогое чадо, и тогда детский недуг со временем отпустит.

 

 

14.01.2016
комментировать Не держи в себе. Роль эмоций в развитии психосоматических расстройств

«Не капай окружающим на нервы», «сдерживай эмоции». Следование этим тезисам, принятым в небольших коллективах, крупных офисах и даже внутри одной семьи, лишь отчасти свидетельство вашего идеального воспитания. На деле в условиях регулярных стрессов, сопровождающих нашу жизнь,  человек с «железными» нервами готовит благодатную почву для развития психосоматических расстройств организма.

Начинается с кратких «звоночков» вроде временного напряжения в мышцах и невидимых глазу нарушений естественного протекания физиологических процессов. Конечно, болезнь не возникает после одной-двух ситуаций сдерживания своих чувств. Но если это происходит постоянно, то изменения могут произойти и на уровне клеток «страдающего» органа.

…Молодой честолюбивый  сотрудник после разговора с шефом, содержащего несправедливые придирки либо грубую критику (на повышенных тонах или даже с криком), возвращается на рабочее место. Вести дела он не в состоянии, чувствует себя совершенно разбитым, почти больным. Сознательно подавляемая им реакция, скажем, в виде  внутреннего протеста, негодования, агрессии  не находят внешнего выхода по разным причинам, начиная от  опасения санкций до следования поведению «культурного человека» в общественном месте… Через год ситуация аукнется  серьезным психосоматическим расстройством: несмотря на молодость, парень получает диагноз «гипертония».

Наши далекие предки  на все внешние раздражители реагировали действием: появилась добыча – догоняй, напал враг – защищайся, грозит опасность – убегай. Нервное напряжение снималось сразу – при помощи управления мышечной системой тела.

И сегодня любой стресс приводит к выбросу в организм гормона действия – адреналина.  Но мы связаны огромным количеством социальных запретов, поэтому негативные эмоции, раздражение загоняются внутрь.  

…Руководитель предприятия во время важной встречи получает по телефону неприятное известие, можно сказать, сигнал опасности. Ему хочется немедленно начать действовать, встать, двигаться, но это невозможно – переговоры продолжаются и окружающие замечают, что нога босса сначала начинает слегка дергаться, а затем буквально ходит ходуном. Могут  появиться и другие нервные тики: подергивание лицевой мускулатуры, непроизвольное сжимание и разжимание пальцев рук, дрожание ног…
 

Молодому сотруднику, руководителю предприятия, а также любому читателю, который не застрахован однажды оказаться на их месте, можно помочь еще до визита в поликлинику. Куда девать сдерживаемые эмоции? Как без участия доктора снять нервно-мышечное напряжение?  Ответ читайте здесь.

юридический психолог Екатерина Матвиенко

14.01.2016
1 комментарий Три первых шага при внезапном стрессе

Каждый из нас может  испытать резкое потрясение в результате неожиданного известия либо случившихся событий (не обязательно даже трагических). Регистрация брака,  крупный выигрыш в лотерею, сообщение о беременности и т.п. – это стресс. Помогите организму снизить его последствия.

Это можно сделать с помощью трех  простых и проверенных классических  упражнений:

1. Постарайтесь принять удобное положение (лучше сесть),  при этом  не стоит пытаться анализировать ситуацию

2. Задержите  дыхание на несколько секунд, затем сделайте глубокий вдох и выдох. Повторите  5-10 раз

3. Постарайтесь  поднять плечи,  насколько  это   возможно. Удерживайте их  в таком положении (3-4 минуты), затем резко опустите плечи вниз, полностью расслабьтесь

 Такой комплекс не требует  специальной подготовки или  отдельного помещения. При возможности повторите его 2-3 раза. Ваша своевременная, бьющая точно в цель,  реакция на внезапную стрессовую ситуацию позволит избежать в дальнейшем возможности развития опасных заболеваний и дисфункций систем организма.

По данным специалистов, выполнение этих  несложных упражнений в  течение 10 минут после стресса практически полностью нормализует психическое состояние человека.

юридический психолог Екатерина Матвиенко

 

 

 

 

14.01.2016