Надо различать распространение фейков злонамеренно и по незнанию

Существуют фейки, пропаганда и просто выражение мнения. И эти понятия следует разделять. Что касается фейков, понятно, что подавляющее их большинство поступает из-за границы и потом распространяется либо сочувствующими людьми, либо теми, кто еще не разобрались в ситуации. Ужесточать наказание за создание и предумышленное распространение фальсифицированной информации надо, но обращаться с этим очень аккуратно, отсекая невиновных от тех, кто делает это преднамеренно. То, что сейчас творится в российском сегменте интернета относительно частичной мобилизации – не идет ни в какие ворота, распространяется откровенная ложь. За такие действия ответственность должна быть абсолютно жесткой. Пока же, с сожалением можно констатировать, что принятые нормы, ужесточающие наказание за публичное распространение фейков о Вооруженных силах, не работают. Закон есть, но с ним никто особенно не считается, и те, кто злонамеренно распространяют ложь, абсолютно спокойно этим пользуются, чувствуя безнаказанность.
Если же речь идет о распространении якобы достоверной информации, например, о «падающем на Землю астероиде, из-за которого мы все погибнем», то те, кто просто перепостят такие сообщения, не очень умны, но не злонамеренны. А вот того, кто изначально запустил такую «утку», а это, как правило, сотрудники различных медиа, надо найти и наказать. Ради лайков заниматься такими делами не только недостойно, но и вредно, так как неизвестно, как кто-то на такие новости отреагирует. 

07.10.2022

 в избранное

Добавление комментария

(Добавить через форум)

Комментарии

  • Прежде, чем понять, почему люди ведутся на фейки, стоит уяснить, что истины не существует и достоверности, как таковой, тоже. Все постулаты, которые мы принимаем за истину – это предмет наших договоренностей. Допустим, мы договорились, что небо голубое, а трава зеленая, но если бы изначально договорились иначе – что трава голубая, а небо зеленое, мы бы так это и воспринимали. Если мы о чем-то договорились, мы можем об этом рассуждать, искать в этом истину, обман или фейк. Если мы не договорились и ничего в некой сфере не понимаем, то поиски будут сильно затруднены, так как мы не будем знать, что ищем, где обман, а где правда. Есть интуиция – прекрасное чувство, есть еще более замечательное чувство юмора и есть опция под названием критическое мышление.
    Но тут мы сталкиваемся с двумя моментами. Во-первых, есть такая категория людей, которым все не так. И небо не голубое, и трава не зеленая. И наоборот тоже не работает. А есть синдром Даннинга-Крюгера, когда люди, которые плохо в чем-то разбираются, считают, что они достигли истины и совершенства и абсолютно во всем правы, потому, что они не знают нюансов, а те, кто разбираются в проблеме хорошо, те сомневаются, что истина там, где  они полагают. Поэтому, например, так много «специалистов» в медицине. Как сказала одна пожилая врач, раньше у врачей был один враг – журнал «Здоровье», а теперь – целый интернет и уйма различных изданий, вроде бешено популярной газеты «ЗОЖ». Таким образом, когда человеку предлагают способ решения проблемы политик, врач, военком, но его это не устраивает, человек пытается найти какой-то источник, который будет соотноситься с тем, как он воспринимает картину мира.
    Поэтому для многих, когда появляются фейк-ньюс и информационные вбросы, они кажутся истиной, потому, что они так воспринимают мир. И надо признать: ни у кого из нас собственного мнения нет, а в отношении того, что мы не видели и не разбираемся, мы урывочно составляем пазл из многих мнений, роящихся вокруг нас. При этом не всегда чужие мнения – это мнения специалистов. В свое время академик Зализняк сильно сетовал, что сегодня в период постмодернизма мнение пятиклассницы о проблеме важнее мнения профессора, который всю жизнь занимался этой проблемой. И это наша большая беда.
    Рекомендую поэтому учитывать мнение профессионалов. До сих пор в мире существуют академические ученые, которые серьезно занимаются изучением своей сферы. Вот они, кстати, никогда не ответят легковесно на любой вопрос из их сферы знаний, не обратившись к серьезным академическим источникам. Специалисты говорят тихо, потому, что не принимают участие в эмоциональной риторике – у них есть дело, и они им занимаются.    


    Дальше...
    Написал Большакова Мария (Мария Большакова) 07.10.2022 10:41
  • Марк Бернардини Марк Бернардини

    Политический обозреватель, член Экспертного совета Общероссийского движения «Сильная Россия»

    Эксперт