Школа и «трудный» подросток. Как учителю выстоять в «войне миров»?

           В учебных заведениях России, как и в других странах, взаимоотношения между учителями и учениками в наши дни  как никогда сложны. К перечню "стандартных" причин взаимных конфликтов на почве низкой успеваемости и ненадлежащего поведения ребенка добавились религиозно-этническое неприятие, вседозволенность  школяров из состоятельных семей, равно как и "продукты"  воспитания (или его отсутствия) в неполных семьях, законодательное расширение прав ребенка, и, конечно, общее усиление социальной агрессии у подростков.

 Вот реальный пример непредсказуемой поведенческой "вспышки" европейского тинэйджера из тихого городка:

По  сообщениям СМИ, в канадском Ля-Лоше подросток застрелил дома двух своих братьев и отправился в школу, где его жертвами стали еще двое человек, в числе которых 23-летняя единственная дочь исполняющего обязанности мэра городка, работавшая учительницей. Юноша задержан.

Подобный случай произошел  в  Гааге (Нидерланды, 2004), 17-летний учащийся одной из средних школ тяжело ранил учителя биологии, выстрелив ему в голову из обреза. Инцидент произошел во вторник во время школьной перемены на глазах у десятков учащихся. Как сообщил голландский телеканал "НОС", в критическом состоянии учитель был доставлен в госпиталь на вертолете, после чего ему была сделана операция. Учащиеся утверждали, что напавший на преподавателя подросток был недоволен тем, что его на несколько дней отстранили от занятий за плохую неуспеваемость.

 В России подобный случай произошел 3 февраля 2014 года в московской школе №263 (Отрадное). Ученик 10 класса этой школы Сергей Гордеев, взяв карабин и винтовку своего отца, проник в здание школы, где убил учителя географии захватив в заложники своих одноклассников, а затем открыл огонь по прибывшим на место происшествия сотрудникам  МВД России, убив сотрудника вневедомственной охраны и тяжело ранив патрульного. Произошедшее стало первым случаем школьной стрельбы в России. 3 марта 2015 года Бутырский районный суд Москвы признал Гордеева совершившим убийства и покушение на убийство в состоянии невменяемости и направил его на принудительное психиатрическое лечение. Решение было оспорено защитой потерпевших, 10 августа 2015 года Московский городской суд признал его незаконным однако 13 ноября 2015 года  Президиум Мосгорсуда направил дело на пересмотр в Московский окружной военный суд. В настоящее время продолжает находиться на рассмотрении.

Вот еще несколько примеров зверской  расправы   школьников с учителями.

 В  Китае (20.10.2015), трое школьников жестоко убили учительницу. Инцидент произошел в воскресенье в уезде Шаодун округа Шаоян. Полиция арестовала нападавших на следующий день после убийства. Ученики гуляли возле школы, когда решили ограбить учительницу, которая в тот момент дежурила в учебном заведении вместо охранника.

После этого ученики проникли в здание и напали на 52-летнего преподавателя, избив ее деревянной дубинкой, а затем завязали ей рот кляпом и отнесли ее в туалет, где женщина скончалась от полученных травм. Полиция арестовала нападавших .Оказалось, что они являются учениками другой школы уезда. Школьники украли у жертвы мобильный телефон, а также наличные денежные средства в размере около двух тысяч юаней (примерно 315 долларов США). Полиция арестовала нападавших на следующий день. Это наглядный пример необъяснимой дикости и  жестокости подростков.

С учительницей физики из России (Иркутск),  Ларисой Фисенко  (01.02.2008) произошел следующий инцидент. Собственный ученик за поставленную двойку нанес несколько ножевых ранений. Серьезно повредил легкое, желудок. Физика Евгению не давалась. Лариса Фисенко - педагог требовательный. И чуть ли не каждый урок ставила молодому человеку двойку. К концу года одиннадцатиклассник  понял, что может остаться на второй год. Перед одной из последних пересдач Евгений встретил учительницу возле ее подъезда. Просил об итоговой тройке. Лариса Валентиновна сказала, что решать этот вопрос будет только в школе. Тогда подросток напал. В результате женщина несколько недель провела в больнице.

Бывают и совершенно противоположные ситуации, когда и взрослый не в состоянии сдержать вспышку гнева.  К этому приводит профессиональная деформация при многолетней работе в школе.Подобный  случай произошел 24.12.2015 года,  в школе №2000, расположенной на юге Москвы . Двадцатишестилетний  учитель истории  Дмитрий Миссиян после проведенного урока в 7Б оставил в кабинете четырех наиболее шумных учеников. Дети весь урок передразнивали и мешали занятиям. Учитель в ходе конфликта взял одного из учеников -13-летнего Кирилла Т. – за шею и начал душить. Мальчика он позже отпустил, а другие дети в это время выбежали из кабинета»,  - сообщает LifeNews  со ссылкой на источник в правоохранительных органах.  Вскоре  учитель был задержан и полностью осознал свою вину. В отношении него начата проверка, по итогам которой будет решен вопрос о возбуждении дела по статье «Покушение на убийство». 

Хочу подчеркнуть, что это достаточно серьезная статья

Покушение на убийство - статья 30, 105 УК РФ. В соответствии с частью 3 статьи 30 УК РФ, покушением являются умышленные действия, направленные на совершение преступления, при условии, что оно не было доведено до конца по причинам, не зависящим от виновного. К таким обстоятельствам может быть отнесено, например, задержание виновного сотрудниками полиции или другими лицами.

На практике, покушение на убийство, то есть преступление, предусмотренное ч.3 ст.30, ст.105 УК РФ, нередко бывает сложно отграничить от умышленного причинения  тяжкого вреда здоровью - ст.111 УК РФ. Пределы наказания по этим двум нормам имеют принципиальные различия - в первом случае санкция достигает пожизненного лишения свободы, во втором - максимум, что может грозить виновному - 15 лет заключения.

Таким образом, для квалификации попытки убийства ключевое значение имеют два фактора:

1.умысел виновного

2.обстоятельства прекращения преступления (наличие или отсутствие препятствий для доведения намерений до конца).

 Не так давно (23.10.2015)  в средней школе одного из крупных сел Чайковского района Пермского края. В Чайковском  ОМВД подтвердили факт нанесения учителем ученику телесных повреждений, но в интересах следствия и несовершеннолетних участников ЧП полиция не разглашает все подробности случившегося. Назначена экспертиза по установлению тяжести причинения вреда здоровью ребенка. По окончании доследственной проверки будет дана юридическая оценка действиям школьного учителя и принято процессуальное решение".

   Безусловно,  педагог совершил серьезное правонарушение и  не имел права причинять физический вред ученику.  На мой взгляд, по-настоящему профессиональный педагог всегда сумеет найти подход к любому, даже самому сложному ребенку или подростку. Скорее всего, этот педагог находился в школе не по призванию, во всяком случае, морально, психологически он  не был готов работать с трудными детьми, которые есть, практически в каждом классе.

Давайте вместе попытаемся разобраться в психологии таких «трудных» подростков,  понять, как  правильнее общаться и взаимодействовать с ними.  Однажды ситуация может накалиться  до предела, до конкретной статьи уголовного кодекса РФ. Помните, что это  может коснуться как вашего ребенка,   так и его учителей.

 

 

 

Как вычислить  «трудного  подростка»

 

Трудными подростками называют тех детей, чье поведение резко отличается от общепринятых норм и препятствует полноценному развитию. Зачастую, к трудным относят детей, существенно различающихся по своим индивидуальным особенностям.

Главная особенность трудных детей – психическая незрелость, отставание от возрастных норм.

 

 

             Как ведет себя трудный подросток:

1.     Напускная независимость

2.     Нежелание учиться

3.     Отсутствие уважительного отношения к учителям, родителям

4.     Авторитет завоевывается у сверстников с помощью физической силы

5.     Грубость, цинизм, бесшабашность

6.     Повышенная внушаемость

7.     Неумение соотносить свои поступки с нормами поведения

8.     Слабость логического мышления

9.     Импульсивность

10.Позерство

11.Вспыльчивость

12.Жестокость

13.Злопамятность

14.Мстительность

15.Холодность

 

 

 

         Возможные   причины «трудного возраста»:

1.     Наличие врожденного психического заболевания

2.     Пограничное состояние (акцентуации характера, пограничная аномальная личностная изменчивость (выход за пределы поведенческих норм в результате стрессовой ситуации, а также способность психики вернуться обратно в границы  нормы, т.н. «дрейф»)

3.     Перенесенные инфекции (грипп, малярия, венерические инфекции, острые интоксикации)

4.     Травмы головы

5.     Частые и тяжелые заболевания, ослабляющие организм

6.     Алкогольная интоксикация плода

7.     Неблагоприятный климат в семье

8.     Отсутствие единства требований со стороны родителей и учителей, полярность их требований

9.     Хроническая неуспеваемость в школе (в результате  педагогической запущенности, дефицита внимания в семье).

 

Грани нормы и патологии не всегда легко различимы в подростковом возрасте. Поэтому, даже опытному врачу приходится иногда несколько раз встречаться с подростком, прежде чем решить, имеет ли он дело с особенностями характера или с психическим заболеванием.

Тем более, не могут разобраться в этом сложном переплетении сами родители.

Не гадайте, не ждите годами! Обратитесь к клиническому психологу!!!

 

 Существуют различные программы психологических тренингов по работе с трудными подростками. Психотренинги могут проходить в русле разных направлений психотерапии, которые подбирается для каждого подростка, учитывая  индивидуальные особенности его акцентуации характера (крайней границы нормы). См. В. Личко "Акцентуации характера у подростков" (шизоидная акцентуация характера, истероидная, эпилептоидная, гипертимная, сензитивная).

1.Арт-терапия

2.Гештальт-терапия

3.Психодрама

4.Символ-драма

5.Поведенческая терапия (трудотерапия)

Особенно  хочу порекомендовать тренинги трудотерапией на животноводческой  на ферме.  Желательно, чтобы такая ферма находилась подальше от города. Возможность пользоваться интернетом и мобильными устройствами у подростка категорически исключается. Каждый день начинается с того, что ребенок начинает кормить завтраком всех домашних животных (кроликов, кур, овец, козочек) и только после этого завтракает сам. Животных нужно не только кормить несколько раз в день, но и  чистить курятник и другие места их обитания. В летнее время - работы на огородах, в саду.  В зимнее время - очистка  территории фермы от снега. В свободное от работы время,  подросткам предлагается построить совместно горку или вылепить снежную крепость, что способствует  развитию навыков общения и стимулирует необходимость искать общий язык друг с другом даже очень замкнутым, малообщительным.

Более эффективный способ: собираем  на ферме  от 4-5 трудных подростков,  в свободное от трудотерапии время, возможно проведение тренингов в направлении психодрамы или арт-терапии, игровой терапии, сказкотерапии. Необходимо учитывать личностные особенности подростков, чтобы подобрать наиболее подходящий вид групповой психотерапии, проводящейся в промежутках между работами по ферме и работами по дому, в котором проживают дети.

Арт-терапия (от англ. art, искусство) - терапия изобразительным творчеством, имеющая целью воздействие на психоэмоциональное состояние человека. В узком смысле слова - рисуночная (можно использовать простые и цветные карандаши, гуашь, акварель. Рисуя, подросток учится выражать свои скрытые эмоции, самовыражаться в рисунке. Подростки   рисуют, как правило,  на свободную тему, обмениваются своими работами и мыслями по поводу рисунков  других членов группы. Весь процесс контролируется и при необходимости, корректируется  клиническим психологом, психотерапевтом.

Психодрама - вид групповой психотерапии, в котором подростки разыгрывают различные ролевые игры на заданные психотерапевтом темы. В отличие от классических театральных ролей, здесь роли участники выбирают и распределяют сами. Психотерапевт лишь объясняет  основные правила психодрамы, а в пределах их поощряет всяческую импровизацию и спонтанность. Участникам не навязывается какой-то конкретный сценарий, они не разыгрывают сцены из своей прошлой жизни, а действуют "здесь и сейчас". Именно такая творческая атмосфера позволяет участникам  отвлечься от собственных комплексов, выйти за пределы шаблонов поведения. Этот вид групповой психокоррекции особенно полезен для трудных подростков, имеющих сложности в отношениях со взрослыми, со сверстниками. 

Гештальт-терапия  - это одно из современных направлений экзистенциальной психотерапии, главная цель которой повысить собственную осознанность для достижения целостности личности, наполненности и осмысленности жизни, улучшения контакта с окружающими людьми и внешним миром. Из разрозненных кусочков мы  создаем свой собственный целостный образ, целостную личность, что особенно актуально для подростков во время их личностного становления.  Гештальт-терапия учит подростка грамотно расходовать накопившуюся энергию и не зацикливаться на мелочах, которые отвлекают от поставленной цели, учит отбрасывать негативные воспоминания и мысли, мешающие ему полноценно учиться и общаться.

Игровая психотерапия - метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. Для подростков этот вид психотерапии также может играть существенную роль в проигрывании своих социальных ролей, в дальнейшем выборе профессии. Важную роль в процессе игровой психотерапии играет  так называемая терапия отреагированием, когда разыгрываются такие игровые ситуации, в которых ребенок или подросток может пережить конфликтную или страшную для него ситуацию вновь, но в безопасной обстановке. Воссоздание такого травмирующего события позволяет подростку освободиться от психического напряжения, вызванного этим событием.

Сказкотерапи​я - очень полезный для подростков вид психотерапии, когда в сказочном путешествии можно предложить различные игры и упражнения, направленные на развитие самоинтереса, рефлексии, повышение самооценки и уверенности в себе, снятие  повышенного психического напряжения. Часто у "трудных" подростков повышена агрессивность и в связи с этим существуют проблемы конструктивного взаимодействия друг с другом. Для разрешения подобных проблем  существуют специальные игры. (здесь может быть отдельная статья).

Тренинги умений . Тренинг – это  наработка жизненных  навыков и умений.  Проводятся под руководством опытного  психотерапевта. К видам таких   умений относятся: управление собственным состоянием тревожности, планирование своего образовательного  развития (обучение в школе, сдача экзаменов, поступление в ВУЗ), профориентация,  изменение собственных жизненных установок . Это, своего рода, перепрограммирование уже имеющейся у подростка  модели поведения.

Коммуникативные тренинги для подростков развивают умение слушать  партнера и развивать навыки общения, сокращать дистанцию между собеседниками (при закомплексованности), умение контролировать свое поведение.  При этом развиваются такие качества как  доброжелательность, общительность, уверенность в себе.

 

 

Основные ошибки в общении педагогов с подростками:

1. Нельзя  обращаться  к ним "Дети" 

И еще хуже : "Дети ! Вы должны..."

2. Обращаться к подростку по фамилии

3. Кричать, ругаться, передразнивать

4.Срывать злость из-за другого на мне

5.Критиковать при других

6.Движения "паразиты"

7."рукоприкладство" (толкают, щиплют и др.)

 

Советы педагогам:

                                                                   

1.Общительность

2.Внимательность к детям

3.Доброта

4.Оптимизм

5.Чувство юмора

6.Умение держать слово и выполнять обещания

7.Мастер своего дела

8.Энергичность

9.Умение увлечь деятельностью

10.Способность к сопереживанию

11.Остроумие

12.Тактичность 

 

 

Самая важная заповедь педагога в работе с трудными подростками:

Защита прав подростка на яркие и сильные эмоции, на приключения, на романтику, на увлечения и интересы.

Если мы хотим заботиться об обучении подростка - нас в первую очередь, должен волновать его познавательный интерес. Подросток тем лучше учиться, чем ему интереснее.

Если мы хотим заботиться о воспитании подростка - мы должны думать об эмоциональной и нравственной окраске событийного ряда его жизни.

Это условие прослеживается в народной мудрости: "Хорошая мать кормит ребенка молоком и медом". Молоко - в значении еды, одежды и всего необходимого,  материального для ребенка, а мед - это радость, сладенькое, интересное, эмоциональное и т.д. Учителям здесь можно посоветовать  использовать на уроках активные формы, групповые , элементы тренинга, а также просмотр и обсуждение видеофильмов, использовать интерактивную доску и т.п.

Моя бабушка, Людмила Ивановна Сербиненко, потомственный учитель математики, проработала в школе 35 лет, является заслуженным учителем Советского Союза, ветераном труда, всегда повторяла слова своей мамы, потомственной  учительницы математики, преподававшей еще в царской гимназии  дореволюционной России: "Плохие оценки твоих  учеников, плохое поведение на уроках - это, прежде всего, оценка твоей собственной  работы, отсутствие профессионализма и  любви к детям".

Совет молодым и не очень молодым педагогам: если Вам пришлось  работать с трудным подростком, то не стоит подчеркивать его недостатки и оставлять "наедине" с ними,  рассчитывая на то, что ребенок сам в состоянии проработать и исправить свои "темные" стороны...(Ты жесток,  стань добрым", "ты груб, стань вежливым" и т.п.). Для подростка,  искоренение подобных негативных качеств, как правило, является непосильной задачей. Сложные составные личности, как, например, грубость или жестокость, совсем не просто изжить и вместо них привить другие, социально полезные качества: вежливость, доброту, отзывчивость и т.д.

Опирайтесь на положительные качества подростка (любовь к природе, животным, музыке, спорту) и развивайте их, постепенно меняя отношение к другим предметам и явлениям, к окружающим людям, учителям, родителям, к учебе, труду и т.п.

Чаще всего, конфликты школьников с учителями берут свое начало  в семье, в следствии  неправильного воспитания или же его отсутствия.  Прежде всего,  родителям нужно научиться грамотно  выстраивать взаимоотношения  со своим ребенком.

 Вот несколько советов клинического психолога  родителям   «трудных» подростков:

1.     Не злоупотребляйте запретами и наказаниями

2.     Найдите причину такого поведения

3.     Помните, к Вашему ребенку нужен индивидуальный подход

4.     Усильте познавательный интерес. Вовлекайте ребенка в разные виды деятельности, но держите ситуацию под постоянным контролем.

5.     Говорите с ребенком тактично и избегайте резких выражений

6.     Разговаривайте, объясняйте, но не ставьте условий, не требуйте сразу идеального поведения

7.     Замечайте даже незначительные изменения сначала в поведении, так как сначала асоциальное поведение проявляется эпизодически, ситуативно, однако, позже отклонения происходят все чаще, положительные качества перестают доминировать, но сохраняются. И, наконец, асоциальное поведение входит в привычку.

8.     Найдите сильные стороны, качества Вашего ребенка  и постарайтесь правильно их использовать, развивать, давая соответствующие посильные задания.

В заключении, хочется процитировать классика отечественной педагогики, В.А.Сухомлинского:"Не нужно выставлять наружу недостатки в надежде, что ребенок сможет критически оценить свое поведение и изменить его..»

Постарайтесь увидеть в  подростке его лучшие стороны, которые не всегда отчетливо видны (любовь к животным, доброта, упорство в достижении цели, выносливость). Опираясь на положительные качества личности ребенка постепенно. Этот путь уязвляет самолюбие, чувство собственного достоинства, человеческую гордость. Таким путем нельзя воспитать стойкие нравственные убеждения. С первого дня пребывания в школе надо уметь рассмотреть в ребенке все лучшее, неустанно укреплять это лучшее и развивать."

 

 

 



юридический психолог Екатерина Матвиенко

14.01.2016

Екатерина Матвиенко

 в избранное

Добавление комментария

(Добавить через форум)

Комментарии

  • Ничего нового о трудных подростках не узнал кроме того что надо за их внешним поведением наблюдать. А вот что делать, если уже видишь, что перечисленные вами тревожные моменты уже проявились. Искать причины? Они на поверхности. А что дальше?
    Написал Махачев И. (Махачев) 16.02.2016 11:38