"Законная" смерть во время следствия

"Законная" смерть во время следствия

Президентский законопроект «О полиции» не сможет остановить произвол сотрудников органов внутренних дел. И дело не только в том, что проект нуждается в существенной переработке.
 
Порядок проведения доследственных проверок в России установлен законом «Об оперативно-розыскной деятельности». Он был принят в далеком 1995 году и пережил пятнадцать правок. Но вопросы к нему все равно остались.
 
Например, в законе нет никаких ограничений, касающихся здоровья людей, в отношении которых проводятся оперативные мероприятия. Такие мероприятия бывают гласные и негласные. К первым относится опрос человека милиционером, ко вторым – прослушивание телефонов и слежка. Возможно даже искусственное создание ситуации, при которой человек совершает преступление.
 
При чтении закона об оперативно-розыскной деятельности, складывается впечатление, что любые мероприятия подобного рода могут проводиться силовиками в отношении любого человека. Исключение — граждане с иммунитетом от слежки и "прослушки". Это высшие должностные лица государства, судьи, депутаты, прокуроры и адвокаты.
 
Потому оперативники уверены: если у человека нет иммунитета, то он без ограничений может быть объектом любого оперативного мероприятия. Мало кто задумывается, что некоторые мероприятия могут привести к нервным потрясениям и, как следствие, нанести вред жизни или здоровью людей. Невнимание к возможным последствиям оперативно-розыскной деятельности может сделать сами мероприятия незаконными, а их результаты не станут доказательствами. Больше того, если с человеком что-то серьезное случится, то это уже уголовная статья о превышении полномочий для самих экспериментаторов.
 
Вот один из таких примеров, с которым долго разбирались разные суды, вплоть до Европейского суда по правам человека. Был проведен эксперимент милиции, якобы необходимый для изобличения одного человека. Эксперимент включал фиктивное сообщение об убийстве, с описанием трупа и деталей расправы.
 
Но никто не задавался при планировании вопросом, выдержит ли сердце престарелой матери ложное извещение о смерти сына? А оно не выдержало.
 
Допустимо ли ставить жизнь матери под угрозу во имя изобличения только предполагаемого преступника исключительно потому, что так проще милиции? Обязательно ли при планировании оперативно-розыскных мероприятий учитывать состояние здоровья "посторонних объектов" операции?
 
Да — в силу закона. Это закреплено в Конституции, где сказано, что каждый имеет право на охрану здоровья. Это право гарантируется государством, включая все его органы. Конституция не делает исключения для оперативных органов силовых структур.
 
А действующие Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан декларируют, что граждане "обладают неотъемлемым правом на охрану здоровья". Термин "неотъемлемое право" означает, что это право в отличие от некоторых других конституционных прав не может быть ограничено из соображений целесообразности наравне с другим неотъемлемым правом человека — "правом на жизнь".
 
Отсюда получаются два явных запрета при проведении розыскных операций. Это запрет на нанесение любого ущерба здоровью граждан, даже если они в чем-то подозреваются. И запрет даже на допуск появления такого ущерба.
 
Какие же оперативные мероприятия можно проводить с больными людьми и кто должен это определять? В законе об ОРД ответа на этот вопрос нет. Но можно обратиться к уголовно-процессуальному закону. Известно, что не со всяким больным подозреваемым и обвиняемым можно вести следственные действия, в УПК есть даже возможность приостановить расследование из-за болезни обвиняемого.
 
Вопрос решается врачами или судебно-медицинскими экспертами.
 
Можно ли проводить оперативный эксперимент по взятке в отношении человека с тремя инфарктами? Любой врач скажет, что такое "мероприятие" может привести к смерти или сердечному приступу. Именно врач должен решать вопрос о допустимости эксперимента со здоровьем подозреваемого еще на стадии подготовки к оперативному эксперименту.
 
А как же узнать о состоянии здоровья человека? Для этого есть отлично известные милиции оперативно-розыскные мероприятия. Если человек занимается в спортзале, а в районной поликлинике нет сведений о его заболеваниях серьезней ОРЗ, то, вероятно, объект здоров. А если человеку под восемьдесят лет, то надо исходить из того, что он наверняка болен. Изучая здоровье подозреваемых, милиции придется чуть-чуть больше поработать, навести справки, иначе закон не может быть соблюден.
 
Исходя из написанного, в Закон об ОРД необходимо внести уточнения, которые бы обезопасили здоровье и жизнь граждан. И в первую очередь речь идет о контрольных закупках и оперативных экспериментах. Очевидно, что независимо от результатов операции стрессовая нагрузка неизбежна, причем она практически одинакова и для уличенного, и для того, кто проверку выдержал успешно.
 
В противном случае никакие законодательные инициативы нас от милицейского произвола не спасут.

02.11.2010

Информационно-правовой портал "ЗАКОНИЯ"

 в избранное

Добавление комментария

Комментарии на форуме

  • Записей нет

Позднее

Ранее

ТЕМА НЕДЕЛИ ГРАДУС АГРЕССИИ
Только за последние дни марта информагенства сообщили о массовых драках в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Рязанской области, Люберцах. В начале месяца в Оренбуржье камера домофона зафиксировала драку...

Популярное
Новое