МУЗЕЙ ПРАВА

«И все-таки она вертится»


В 1633 г. перед судом инквизиции предстал 70-летний старец. Его обвиняли в том, что он — ученый, который хочет познать истину. Звали его Галилео Галилей.



Юст Сустерманс. Портрет Галилео Галилея. 1636 г.

Мы уже рассказывали о процессе над Джордано Бруно, преследование которого традиционно также объясняют тем, что Бруно был сторонником коперниканства и гелиоцентризма. Однако, по всей видимости, о новых астрономических теориях в процессе Бруно не было и речи — это был суд над еретиком. С Галилеем же все было иначе.

В 1616 г. по настоянию кардинала Роберто Франческо Беллармино коперниканская теория о том, что все планеты движутся вокруг Солнца, а не Земли, были рассмотрена специальной теологической комиссией.



Кардинал Роберто Франческо Беллармино


Решение комиссии было недвусмысленным: в случае признания гелиоцентрической системы как реального факта прежние библейские интерпретации окажутся ложными, поэтому — для спокойствия Церкви — решено запретить распространение «вредных идей», а трактат Николая Коперника — включить в Индекс запрещенных книг.

В 1623 г. новым папой под именем Урбана VIII стал друг Галилео Галилея Маттео Барберини. Знаменитый итальянский ученый, изобретатель телескопа, решил воспользоваться этим и уговорить папу пересмотреть суровый «приговор» коперниканству. Однако ощутимых результатов он не достиг.



Джан Лоренцо Бернини. Папа Урбан VIII. Ок. 1625 г. Палаццо Барберини


Поэтому в 1630 г. он решает издать свой масштабный труд «Диалог о двух главнейших системах мира — птолемеевской и коперниковой».
 


Фронтиспис труда Галилео Галилея «Диалог о двух главнейших системах мира — птолемеевской и коперниковой»


При этом он, опасаясь преследования инквизиции, во введении пишет, что стремится опровергнуть теорию польского астронома, а затем отправлять цензорам сокращенную версию своего труда, которую они, разумеется, одобрили. Затем Галилей заручается поддержкой приближенных папы, и в 1632 г., наконец, издает свой труд.

Уже в январе 1633 г. Галилея вызывают в Рим для дачи показаний. «Диалог» официально запрещен и изъят из продажи. Однако первый допрос произошел только в апреле того же года, а весь процесс занял всего 3 месяца.
 


Жозеф-Никола Робер-Флери. Галилей перед судом инквизиции. 1847. Лувр
 

На суде не были подняты никакие научные вопросы. Инквизиторы интересовались двумя вопросами: сознательно ли Галилей нарушил запрет 1616 г. на распространение учения Коперника и кается ли он в этом. Мы точно не знаем, применялись ли к уже немолодому ученому пытки: во всяком случае на это могут указывать только косвенные данны — в документах об этом ничего не говорится. Однако, возможно, в силу возраста, Галилей оказался более «послушным», чем его предшественники, и признал, что «из тщеславия» преувеличил значимость доводов Коперника и готов от них отказаться. 22 июня 1633 г. он торжественно отрекся от своих «заблуждений».

По легенде, выходя из зала суда, он сказал: «И все-таки она вертится». И хотя, видимо, такой фразы в действительности не было, этот знаменитый процесс всегда будет ассоциироваться с внутренней честностью великого ученого. История сама доказала его правоту.