МУЗЕЙ ПРАВА

Парижский мир: унижение России или стимул для великих реформ?


155 лет назад появился документ, на долгие годы определивший не только внешнюю, но и внутреннюю, политику европейских стран. 30 марта 1856г. в столице Франции граф А.Ф. Орлов и его иностранные коллеги-дипломаты подписали Парижский мирный договор, который положил конец затянувшейся Крымской войне 1853—1856 гг.

Начало военных событий не предвещало никакой опасности для России. Турция, прозванная «больным человеком» и ослабленная внутренними дрязгами, не могла в одиночку оказать достойного сопротивления российской армии, и конец 1853г. ознаменовался серией блестящих побед русского оружия. Ярчайшей из них стало морское Синопское сражение, в котором адмирал Нахимов уничтожил турецкую эскадру. После этого разгрома Англия и Франция больше не могли оставаться в стороне от событий, происходящих на Востоке, и были вынуждены вступить в войну на стороне Турции. Это впоследствии и предопределило успех союзников.

Несмотря на слабость Турции, ее место в европейской внешней политике было очень важным. «Больной человек» был необходим европейским державам как определенный буфер, предотвращающий проникновение России через воды Черного в Средиземное море. Существующая ограниченность морского сообщения России с Европой была выгодна иностранным державам. Можно даже сказать, что в это время Россия претендовала на вхождение в узкий круг «мировых держав», а Англия и Франция — международные гегемоны того времени — этому всячески противились.

В сложные отношения между тремя странами была также втянута Австрия. Она стремилась упрочить свои позиции на Балканах (в том числе за счет Турции) и не допустить туда русских, имевших виды на эти территории и прикрывавшихся защитой братских славянских народов. Этот клубок противоречий

Оборона Севастополя - фрагмент картины
Франца Рубо
закручивался в течение всего XIX века, и Крымская война стала его своеобразной развязкой (хотя окончательно конфликт был разрешен только к началу Первой Мировой войны).

Коалиция противников атаковала российские войска со всех фронтов. Английские корабли неожиданно появились в Белое море, где безуспешно обстреливали Соловецкий монастырь, отказавшийся сдаваться. Еще более внезапным было нападение на Петропавловск-Камчатский, гарнизон которого смог отбить нападение объединенного англо-французского десанта. Однако основные боевые действия развернулись на юге России и прежде всего в Крыму.

Союзные части постепенно сосредоточивали силы на полуострове и сжимали кольцо вокруг главного центра российских сил в регионе — Севастополя. И пока полную блокаду организовать не удавалось, союзники сходились с российскими частями в отдельных сражениях, нередко одерживая победы. Но потери, которые они при этом несли (в том числе и из-за быстро распространявшейся холеры), были весьма значительными. Но все это не спасло Севастополь от блокады.

Оборона города продолжалась 11 месяцев, после чего защитникам города пришлось сдаться и капитулировать. Ожесточенные бои, в том числе легендарная битва на Малаховом кургане, закончились победой союзников. 11 сентября 1855г. Англо-французская армия вошла в разрушенный город. Однако выгода от победы оказалась не столь абсолютной, как рассчитывали захватчики: пока шли сражения за главный черноморский порт, русские войска смогли взять стратегический пункт в

Николай I
Восточной Турции — город Карс, что ставило под угрозу безопасность Турции. Этот ход спас Россию от заключения позорного пораженческого мира.

В конце 1855г., когда боевые действия несколько утихли, в высших эшелонах власти пошел слух, что между Парижем и Петербургом начались переговоры о мире. Инициатором выступила сама французская сторона. После смерти императора Николая I французский правитель Наполеон III передал новому императору Александру II через саксонского посланника в Петербурге свои глубокие соболезнования по поводу кончины «его друга» — отца Александра Николая I. Наполеон также добавлял, что война была не преднамеренной, а случилась только вследствие «некоторых непреодолимых обстоятельств», и французский правитель не хотел ее.

В то же время министр иностранных дел России Нессельроде и посланник в Вене начали официальную переписку со своими французскими коллегами, где подробно обсуждались вопросы послевоенного устройства Европы. Но контакты вскоре оборвались. Виной тому Австрия, официально не принимавшая участие в войне, но внимательно следившая за событиями. Австрийский император опасался, что война закончится франко-русским компромиссом, а после подписания окончательного договора его страна и вовсе не получит никакой выгоды. Австрийцы

Наполеон III
отправили российской стороне ультиматум с предварительными условиями мира, отказавшись от которого Россия оказалась бы втянутой в еще одну войну. К тому же австрийский документ поддержали Англия и Франция.

Ультиматум состоял из нескольких пунктов. Россия должна была прекратить оказывать покровительство Дунайским княжествам — Молдавии и Валахии — и согласиться на новую границу в Бессарабии. По предложенному проекту Россия лишалась выхода к Дунаю. Самым болезненным был пунктом, согласно которому Черное море становилось нейтральным, и вход в него для военных судов был категорически запрещен. И, наконец, Россия лишалась права покровительствовать православному населению Турции, теперь забота о христианских жителях мусульманской страны возлагалась на все союзные великие державы. К тому же, согласно дополнительному пункту ультиматума, к этим основным четырем условиям могли впоследствии добавиться и другие.

Ситуация, в которой оказалась Россия, была по-настоящему патовой. Либо она должна была пойти на беспрецедентные уступки, низвергавшие ее с пьедестала великих держав, либо ответить отказом на ультиматум, что повлекло бы вступление Австрии в войну и дальнейшую разруху, а, возможно, и более серьезные потери. На двух совещаниях во дворце, несмотря на некоторую оппозицию сторонников политики бывшего императора, было принято решение согласиться с требованиями союзников. Император и его приближенные понимали трудности, с которыми пришлось бы столкнуться разоренной и надорванной стране в случае продолжения боевых действий.

Нессельроде К.В, министр
иностранных дел России
4 января 1856г. Нессельроде известил австрийскую сторону о согласии Александра II. На совещании представителей двух стран был подписан протокол, в котором пункты ультиматума объявлялись предварительными условиями мирного договора, а заседание уполномоченных для ведения переговоров о заключении мира переносилось в Париж.

25 февраля в столице Франции начался Парижский конгресс. В его работе принимали участие представители России, Франции, Англии, Австрии, Сардинии и Турции. Позже присоединились также дипломаты из Пруссии. Задача России была предельно ясна, но нелегка: играя на противоречиях, существовавших между союзными державами, прежде всего между Францией и Англией, добиться неподписания договора по всем указанным пунктам ультиматума и недопущения введения новых условий, ущемлявших интересы России.

Однако союзники, сами того не подозревая, способствовали достижению этих целей. С самого начала Конгресса английская и австрийская стороны оказались в оппозиции к Франции. Наполеон III, преследовавший цель вывести свое государство на лидирующие позиции в Европе и стать мировым «гегемоном», вел двойную игру. Он одновременно пытался оставаться в дружеских отношениях с Англией и Австрией и сблизиться с Россией для дальнейшего противодействия английскому влиянию на континенте.

Придерживаясь таких двойных стандартов, Франция не хотела полного унижения России после Крымской войны и предлагала ограничить мирный трактат только вышеуказанными пунктами. Благодаря этому российской стороне удалось избежать неприятного обсуждения польского вопроса, а также не допустить территориальных потерь на Кавказе и объявлении Азовского моря нейтральными водами (где не могли находиться военные корабли), на чем настаивала Англия.

Окончательный вариант, подписанный 30 марта, наносил удар по великодержавным претензиям России, подрывал ее влияние на Балканах и Ближнем Востоке. Особенно болезненными были статьи о «нейтрализации» Черного моря и военного судоходства в черноморских проливах. Однако территориальные потери не были столь велики: к Молдавии лишь отошли дельта Дуная и часть Бессарабии.

Открытым оставался вопрос о гегемоне в Европе. После Крымской войны и последующих событий в Европе на эту роль претендовали не только Англия и Франция, но и Пруссия. Последствия этого соперничества слишком хорошо известны современникам.

Что же касается самого Парижского мира, при всех его очевидных минусах для России были и конструктивные моменты. Поражение в Крымской войне показало отсталость экономики, социальной организации и военного дела в России. Государство, претендовавшее на господство в целом регионе, за 30 лет после успеха в войне с Наполеоном утратило свой потенциал и преимущество. Остро ощущалась необходимость кардинальных изменений, вошедших в историю под названием «великих реформ» Александра II.