МУЗЕЙ ПРАВА

Иван Вышнеградский или ученый государственный делец


Редко, когда человек из науки умудрялся достичь успехов на государственном поприще. Даже, более того, такие попытки заканчивались провалом, как, например, случай с итальянским премьер-министром Романо Проди. Но в истории России было приятное исключение из этого правила. Звали его Иван Алексеевич Вышнеградский.

Он родился в 1832г. в г.Вышний Волочек в церковной семье. Мальчик быстро проявил редкие математические способности и после окончания Тверской семинарии переехал в Петербург, где с блеском окончил физико-математический факультет Главного педагогического института. В течение многих лет Вышнеградский читал лекции в России и за границей и зарекомендовал себя выдающимся ученым в области математики и инженерии. Его навыки нашли применение в том числе в конструировании новых видов машин, использовавшихся в производстве и в торговле. Однако вскоре Вышнеградский немного отошел от своего конструкторского увлечения и занялся предпринимательством. В начале 80-хгг. XIX века он стал во главе Общества Юго-Западных железных дорог, где уже служил будущий министр финансов и сподвижник Вышнеградского С. Ю. Витте. За годы работы в железнодорожной отрасли Вышнеградский смог нажить огромный капитал. Поэтому при переходе на государственную службу перед ним, в отличие от многих других чиновников в России, не стоял вопрос о личном обогащении.

Основной целью Вышнеградского на новом поприще стало сокращение дефицита государственного бюджета, который ко второй половине XIX века приобрел внушительные масштабы. Для решения этой проблемы Вышнеградский решил ввести государственные монополии на табак и алкоголь; поскольку новый министр выступал за политику протекционизма, были пересмотрены таможенные тарифы, что позволило увеличить экспорт, в первую очередь зерна, и уменьшить импорт. Такие меры позволили нарастить производство внутри страны и отгородить отечественных предпринимателей от посягательств иностранных конкурентов. Для оптимизации работы железной дороги, а также с целью получить прибыль от очередной монополии были начаты выкупы частных железных дорог в пользу государства. К 1892г., когда Вышнеградский был вынужден уйти с поста министра финансов в связи со слабым здоровьем и интригами, которые чинил ему С. Ю. Витте, дефицит бюджета был радикально снижен, а рубль стал конвертируемой валютой. Выдающиеся успехи экономической политики Вышнеградского, в целом продолженной Витте, сделали Россию одним из сильнейших государств не только в военном отношении. Но уже совсем скоро эти достижения были нивелированы другими историческими процессами.