МУЗЕЙ ПРАВА

Мост вздохов или прощание со свободой



Многие воспринимают Венецию как одно из самых романтичных мест в Европе. Нередко приходится слышать радостное лепетание о поразительном ансамбле площади Сан Марко, голубях и наводнениях. Для людей, знающих историю и культуру города на островах, Венеция не представляется столь чудесной.

В их памяти сразу всплывают не только коварные планы по уничтожению Византии или заговоры против других итальянских государств, но и весьма сомнительная репутация одного из развратнейших городов Европы. Тем не менее, каждый «знаток» признает за Венецией право именоваться отнюдь не чудом природы, но чудом человеческого трудолюбия, которое позволило в казалось бы нечеловеческих условиях воздвигнуть удивительный город. «Темная», но вполне возможно, настоящая, сторона Венеции проявилась в тираническо-олигархической системе управления и правосудия, одним из символов которой стал Дворец Дожей.

В Венеции часто приходится видеть счастливые пары, фотографирующиеся на фоне так называемого Моста Вздохов, как будто это сооружение связано с некими любовными историями. К сожалению, действительность более сурова. К Дворцу Дожей, который начали возводить в XIV в., была с самого начала пристроена необычная тюрьма.

 

В ней содержались политические преступники, которые должны были всю оставшуюся жизнь провести в камере. Политический сыск в Венеции был поставлен на широкую ногу — карательные Совет десяти (тайная полиция) и Совет сорока (верховный суд) неотступно следили за всеми подозрительными элементами через многочисленных соглядатаев и шпионов. Именно в Венеции небывалых размеров достигло «стукачество». Но создание такой разветвленной карательной системы имело свои предпосылки.



Венеция была олигархией. Несмотря на формальное сохранение республиканских институтов, реальной властью в ней обладали представители нескольких сот семей, записанных в специальную «Золотую книгу» — только они могли входить в высшие органы. Тем самым в Венеции существовала политическая монополия, а функции дожа — официально верховного правителя — были не более чем номинальными. Но несколько раз сложившуюся систему пытались уничтожить. Заговоры Кверини—Тьеполо, а затем дожа Марьино Фальера заставили патрициев ввести жесткую систему политического сыска. И она нещадно искореняла любое проявление свободомыслия и оппозиционности. В связи с этим возникло название «Моста вздохов» — заключенный печально вздыхал, переходя из здания Дворца в тюрьму. Он сознавал, что обратного пути у него уже нет.