МУЗЕЙ ПРАВА

Петропавловская крепость — главная политическая тюрьма царской России

До создания легендарной санкт-петербужской тюрьмы «Кресты», которая в годы царской России стала главным судебно-исполнительным учреждением страны, таковым в Северной столице была Петропавловская крепость.


Петропавловская крепость, Санкт-Петербург

Построенная в 1703 г. по приказу Петра I, Петропавловская крепость сразу же стала центром новой столицы. Она была не просто главным бастионом страны (который, правда, никогда не использовался в подобном качестве), но и олицетворением политической власти и незыблемости династии Романовых.


Петропавловская крепость

Поэтому неудивительно, что практически все политические преступники, своими действиями угрожавшие спокойствию внутри государства, до второй половины—конца XIXвв. содержались в Петропавловской крепости.

Это не была классическая тюрьма в современном понимании этого слова, поскольку в ней не имелось, к примеру, специфического деления на камеры, а также прочих характерных атрибутов современного судебно-исполнительного учреждения. В большей степени Петропавловку можно назвать тайной, специальной тюрьмой для особенно опасных преступников, которые содержались в особых «бункерах». Впоследствии, незадолго до своей смерти, подобие такой тюрьмы пытался создать Сталин, хотя, разумеется, его устремления были намного более жестокими. Тем не менее, в Петропавловский равелин за годы его существования были отправлены многие известные люди. Первым из них был сын Петра Алексей.


Н. Ге. Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе. 1871г.

В 1716 г. после очередной ссоры с отцом Алексей бежал в Европу, где, согласно некоторым источникам, договорился с австрийским императором о том, что после смерти Петра он как наследник вернется в Россию с австрийскими полками. И хотя точного документального подтверждения таких заговорщицких планов Алексея нет, подозревать сына Петра были все основания. С помощью искусных дипломатов он смог вернуть Алексея в Россию, где наследника престола ждало судебное расследование. Впоследствии царевич был приговорен к казни, однако умер в Петропавловке за несколько дней до назначенного срока. По разным версиям, он умер в результате пытки или был убит по приказу собственного отца.


К. Флавицкий. Княжна Тараканова. 1864. ГТГ.

Через Петропавловские казематы прошла также княжна Тараканова — знаменитая авантюристка, выдававшая себя за незаконную дочь императрицы Елизаветы Петровны и ее фаворита Алексея Разумовского. Здесь же позднее содержался русский философ и писатель Александр Радищев, автор первого произведения русской революционной поэзии – оды «Вольность» и публицистично-обличительного «Путешествия из Петербурга в Москву», в котором сурово критиковались крепостной режим и сословные привилегии, за что Екатерина II назвала просветителя-республиканца «бунтовщиком похуже Пугачева». Уже через 3 недели после появления книги началось следствие, которым руководила сама Екатерина, и 30 июня 1790г. Радищев был заключён в Петропавловскую крепость. Суд приговорил его к смертной казни, которую императрица заменила лишением чинов и дворянства и ссылкой на 10 лет в Илимский острог в Сибири.

После подавления восстания на Сенатской площади 14 декабре 1825г. вечером того же дня были арестованы и отправлены в Петропавловскую крепость 371 солдат Московского полка, 277 — Гренадерского и 62 матроса Морского экипажа. Император Николай выступал в качестве следователя.

Идеологи неудачной попытки государственного переворота, дворяне-революционеры Рылеев, Пестель, Муравьев-Апостол, Бестужев-Рюмин и Каховский были осуждены на казнь и повешены в Петропавловке.


Мемориальная доска в память о казненных декабристах

А в XIXв. в Петропавловской крепости содержались члены кружка Михаила Буташевича-Петрашевского (к слову, среди них был молодой Федор Достоевский) и народовольцы.

В Петропавловской крепости содержались только самые опасные для режима политические противники. И стоит признаться, что идея правящей верхушки репрессивными мерами вроде тайного пожизненного заточения лидеров оппозиции в сыром каменном мешке успокоить бурлящее общество провалилась. Впрочем, с такой задачей не удалось справиться ни одной из тюрем царской России.