МУЗЕЙ ПРАВА

Тюремный музей «Мон-Сен-Мишель»

Европейцы называют «Мон-Сен-Мишель» чудом Западной Европы. И действительно, мало найдется на земле мест равных по красоте этому гранитному острову-скале, на котором расположено аббатство.


Аббатство «Мон-Сен-Мишель»



Достаточно сказать, что по посещаемости «Мон-Сен-Мишель» занимает третье место во Франции, уступая лишь Эйфелевой башне и Версалю. И это при том, что добраться сюда не так уж и просто: он расположен на северо-западном побережье, в 285 километрах от Парижа.

«Мон-Сен-Мишель» переводится как «Гора Святого Михаила». По легенде в 708 году епископу Обэру во сне явился Архангел Михаил и повелел посвятить скалистый остров своему культу. После некоторых сомнений, которые Михаил развеял, явив ряд чудес, епископ приказывает начать строительство аббатства. В результате деятельности нескольких поколений монахов и строителей был создан неповторимый ансамбль, в котором сочетались различные архитектурные формы. Да и само местоположение способствовало расцвету аббатства: захватить «Мон-Сен-Мишель» не представлялось возможным, так как 800-метровая скала находилась в море, а во время отливов ее окружали зыбучие пески. Известен такой исторический факт: во времена Столетней войны «Мон-Сен-Мишель» выдержал 30-летнюю осаду англичан.


Вход в музей «Мон-Сен-Мишель»



Еще в 1874 году «Мон-Сен-Мишель» официально признается историческим памятником, а с 1979 года он входит в перечень «Всемирного наследия ЮНЕСКО».

Для пенитенциарных сотрудников «Мон-Сен-Мишель» представляет интерес еще и потому, что в аббатстве находится прекрасно оборудованный тюремный музей с отлично сделанной экспозицией. Причем, тюрьма здесь действительно существовала, начиная с XV века и вплоть до Великой французской революции. Вот о ней мы немного нашим читателям и расскажем.


Экспозиция музея «Мон-Сен-Мишель»



Как известно, идея заключения людей в тюрьму с целью их наказания возникает не сразу. На протяжении многих веков за преступления судьи присуждали либо смерть (в разных исполнениях, чаще всего очень жестоким образом), либо публичное наказание поркой, либо штраф. Когда же монарх, по каким-либо причинам, не желал, чтобы подозреваемого судили публично, или когда речь шла о наказании политического противника, отдавался приказ о его заточении. Поскольку первоначально для этого не было предусмотрено никаких специальных учреждений, стали использовать крепости, такие как, например, Бастилия в Париже, или укрепленные монастыри, как «Мон-Сен-Мишель». Таким образом, у монахов, кроме непосредственных обязанностей – молиться Богу, – появлялась обязанность следить за заключенными.


Экспозиция музея «Мон-Сен-Мишель»



В 1472 году аббатство посещает король Людовик XI. Этот государь, по прозвищу «Осторожный» или «Паук», многое сделал для того, чтобы из раздробленной Франции сделать единую страну. И это ему удалось. Причем, в основном, путем ведения переговоров и интриг (отсюда и прозвище «Паук»). Людовик XI был очень набожным, но в то же время жестоким правителем. Один из его министров – кардинал Балю, пользовавшийся неограниченным доверием, – решил-таки предать своего монарха. Но его переписка с врагами короля была перехвачена, и Людовик, поскольку не мог казнить столь высокопоставленного прелата, засадил его в железную клетку, придуманную в свое время самим же… Балю.

Что представляла собой такая клетка или, как называл ее король, «малышка»? Она была сделана из железа и дерева и подвешивалась к потолку. В клетке было два отверстия: через одно подавали пищу, через другое – сами понимаете что. Пошевелиться в «малышке» было практически невозможно, так как она тут же начиналась раскачиваться. Для человека, брошенного в холодном одиночестве в столь ограниченное пространство, пытка становилась сущим адом. Большинство узников сходили с ума уже через несколько месяцев. А вот кардинал Балю провел в ней 11 лет и выжил!


Клетка Балю. Музей «Мон-Сен-Мишель»



Так вот, в 1472 году Людовик XI лично привозит такую клетку в «Мон-Сен-Мишель».

В качестве тюрьмы «Мон-Сен-Мишель» – идеальное место: остров окружен морем – не уплывешь, во время отливов – утонешь в зыбучих песках, подкоп не сделаешь – гранитная скала. Остается только улететь, но в те времена вертолетов не было.

Вплоть до Великой Французской Революции политическими заключенными, содержавшимися в металлических клетках и карцерах аббатства, в основном были памфлетисты и янсенисты . Имея сомнительную славу места, откуда не убежишь, тюрьма в «Мон-Сен-Мишеле» стала называться в народе «Морской Бастилией». В этот период тюрьма используется в основном как «исправительный центр» для молодых дворян, которые заключаются сюда за, как писалось в документах, «плохое поведение».

Знаменитая «малышка» была демонтирована в 1777 году (сейчас она воссоздана и готова, если что, к «употреблению»). По имеющимся сведениям монахи неплохо заботились об узниках: и в плане питания, и в плане различных занятий.


Экспозиция музея «Мон-Сен-Мишель»


В 1790 году, в результате революции, «Морская Бастилия» была ликвидирована, но тюрьмой она все же осталась, правда, лишь для священников и монахов, не покорившихся новой гражданской Конституции.
«Тюремную историю» продолжил Наполеон I. В 1811 году он вновь открыл здесь тюрьму, через которую в общей сложности прошло около 15 000 заключенных, которые сменяли друг друга (некоторые здесь же и умирали).

Следует отметить, что в те давшие времена в «Мон-Сен-Мишеле» содержалось множество революционных лидеров, таких как Барбес , Распай , Бланки  и др.

Всего в тюрьме было 20 маленьких камер, в которых заключенные содержались по два или по три человека. Одно время  для размещения заключенных использовались другие – более просторные – помещения, в которых создавались общие спальни. Некоторые помещения аббатства были переоборудованы в мастерские, в которых узники «ресоциализировались», плетя корзины, изготавливая шляпы, выполняя другие работы.

В 1863 году Наполеон III окончательно ликвидирует тюрьму. Ее закрытию способствовали Виктор Гюго и другие французские писатели XIX века, которые активно разоблачали столь неприятную эксплуатацию старого аббатства.

* Янсенизм – религиозное движение в католической церкви в XVII-XVIII в веках, рассматривавшееся как ересь.

Фото Александра Пархоменко