Екатерина Матвиенко

клинический психолог, психотерапевт; эксперт в сфере юридической и семейной психологии; специалист по психокоррекции

Страничка юридического психолога

Стресс – невидимый провокатор наших болезней. Постоянно действующие на человека негативные психологические и эмоциональные факторы со временем могут вызывать необратимые физиологические нарушения функций различных внутренних  органов и систем организма. К подобным  нарушениям относят целый ряд психосоматических расстройств.

 «Плачет мозг, а слезы – в сердце, печень, желудок…», - писал основатель отечественной нейропсихологии, врач и педагог Александр Лурия, отмечая возможные причины развития гипертонической, язвенной, ишемической и множества других болезней. Ранее похожую формулировку уже предлагал известный австрийский  врач-психиатр Зигмунд Фрейд: «если мы гоним проблему в дверь, то она в виде симптома лезет в окно».

В общем виде механизм возникновения психосоматозов может быть представлен так: психический стрессовый фактор вызывает нарушение психического равновесия, внутреннее и внешнее напряжение. Это заставляет активизироваться нейроэндокринную и вегетативную нервную систему. Как резкий, так и затяжной процесс вызывают изменения в сосудистой системе и внутренних органах.

С давних времен доктора утверждают: большинство наших недугов  – «от нервов». Самый простой пример:  у человека с ослабленной пищеварительной системой после сильного стресса может внезапно открыться язва желудка. Из наиболее и знакомых многим  внешних проявлений психосоматики на нервной почве  – резкое (без явной причины) воспаление миндалин, плохой сон, зуд на коже, выпадение волос и т.д.

А вот совсем уже нешуточные психосоматические расстройства (заболевания), возникающие в результате стрессовых состояний:

  1. Бронхиальная астма
  2. Эссенциальная гипертония
  3. Желудочно-кишечные болезни
  4. Язвенный колит
  5. Ревматоидный артрит
  6. Нейродермит
  7. Инфаркт
  8. Сахарный диабет
  9. Сексуальные расстройства
  10. Зоб
  11. Онкозаболевания

Чтобы незначительные с виду, и уж тем более опасные психосоматические расстройства однажды не осложнили вашу жизнь, старайтесь минимизировать возможность их появления. Не позволяя длительным нервным напряжениям вторгаться в ваш организм и хозяйничать в нем.

Как  выходить из стрессовых ситуаций с наименьшим ущербом для собственного здоровья? Читайте советы профессионального психолога.
 



 

 

  • Законопроект

    Наконец-то хотят принять закон, который будет регулировать деятельность коллекторов. В законопроекте устанавливается минимальный размер уставного капитала для коллекторского агентства в размере 10 млн. руб., предлагается создать единый реестр коллекторов, вводится ограничение на число звонков и время общения с должниками: не чаще 2-х раз в неделю с 08.00-22.00 по будням и с 09.00-20.00 по выходным. Отдельные положения законопроекта касаются запрета на применение физической силы и на угрозы ее применения, а также попыток оказать психологическое давление на должника, в том числе, путем введения его в заблуждение. Кроме того, сотрудникам коллекторских агенств хотят запретить общение с несовершеннолетними и недееспособными гражданами. Документ вводит запрет на использование устройств, скрывающих номер звонящего или адрес электронной почты, и не разрешаетзаниматься коллекторской деятельностью лицам, имеющим судимость за экономические преступления или совершившим правонарушения в сфере общественной безопасности. За нарушение установленных норм предполагается штраф до 2-х млн. руб.

    Реальность

    В конце января в России произошел очередной всплеск общественной дискуссии, посвященной деятельности коллекторов и ее законодательном урегулировании. Поводом послужил инцидент, произошедший в Ульяновске. Там 44-летний мужчина, занимавшийся взысканием долгов, бросил бутылку с зажигательной смесью в окно частного дома. В результате, ожоги получили 2-летний ребенок и 56-летний мужчина. Подозреваемого арестовали. Практически каждый день в новостях мы видим примеры недобросовестного поведения коллекторов. Фотографию дочери новосибирца опубликовали в социальной сети с траурной рамкой и словами «Любим, помним, скорбим»; омичу пообещали взорвать школу, в которую ходит его сын; пермяка жестоко избили в подъезде собственного дома.

    Давайте рассмотрим отдельные методы воздействия коллектора с точки зрения психолога.

    Нерегулируемые временем и количеством звонки не только не способствуют возрастанию сознательности должника, а наоборот, зачастую вызывают раздражение и злость. Реакция любого на 100 звонков в день – сменить номер телефона. Грубая, невежливая форма общения, запугивания, угрозы вызывают нежелание продолжать общение с представителем коллекторского агенства. К сожалению, сменой телефонного номера или игнорированием звонков отделаться от профессионального коллектора в наши дни практически невозможно.

    Слабое звено

    В зависимости от того, к какому из 4-х психологических типов вы относитесь, - холерик, меланхолик, флегматик, сангвиник, - риск получить серьезную психологическую травму от вынужденного общения с коллекторами довольно высок.

    У представителей такого сильного типа нервной системы как холерик процессы возбуждения нервной системы преобладают над процессами торможения. Человек с таким темпераментом быстро истощается и склонен к срывам. Длительный прессинг со стороны коллекторов однозначно вызовет ответную агрессивную вспышку.

    У представителей слабого типа нервной системы, такого, как меланхолик, длительное психологическое давление может вызвать нежелание общаться и усугубление уже существующего депрессивного состояния, сформированного долгами. Меланхолический темперамент определяется слабостью процессов возбуждения и торможения. Даже при небольшом перенапряжении, например, в случае решения трудной задачи или поиска выхода из непростой жизненной ситуации, у меланхолика наступает срыв.

    У представителей флегматического темперамента, отличающегося силой и малой подвижностью нервных процессов, постоянный психологический прессинг от представителей коллекторского агентства может вызвать развитие различных навязчивых состояний, например, синдрома навязчивых мыслей - ментизма. Если у человека с таким типом нервной системы вызвать агрессивную реакцию, то она может долго и направленно прогрессировать. Это обусловлено малой подвижностью нервных процессов при сильном типе. Однажды возникнув в определенных центрах, они отличаются постоянством и силой.

    Сангвинический темперамент – сильный и уравновешенный, процессы возбуждения и торможения нервной системы у него достаточно сильные, уравновешенные и легко подвижные. С точки зрения адаптации к изменяющимся условиям среды, этот тип быстрее всех приспосабливается и наиболее стрессоустойчив. Однако, даже у представителей такого «идеального» типа нервной системы может произойти сбой в психике в результате постоянно растущего напряжения, чрезмерного психологического давления и невозможности решить накопившиеся материальные проблемы вовремя.

    К сожалению, жертвами психологических срывов и спровоцированной агрессии должников не редко становятся члены их семей и совершенно незнакомые "случайные" люди.

    По закону

    В соответствии с сегодняшним законодательством, правом принудительного взыскания долгов в России наделена всего одна структура — это Федеральная служба судебных приставов. Если кто-то другой горозится описать ваше имущество — это незаконно. За подобные угрозы коллекторов можно привлечь к ответственности за вымогательство по ст. 163 УК РФ.

    Пока идет обсуждение законопроекта и фактически нет закона о коллекторах, деятельность коллекторов регулируется Гражданским и Уголовным кодексами РФ, законами «О кредитных историях», «О потребительском кредите», «О персональных данных», Кодексом об административных правонарушениях. Помните, что вы имеете право направить официальное письмо в организацию, в которой брали кредит или займ, с просьбой отозвать согласие на предоставленное банку право на передачу ваших личных данных третьим лицам.

    Должникам следует помнить, что коллекторы не вправе тревожить их телефонными звонками между 22.00 и 06.00 часами (ст.96 ТК РФ). Если вам позвонили, то в начале вашего телефонного разговора предупредите собеседника, что ваш разговор записывается и попросите звонящего назвать контактные данные коллекторского агентства и представиться: название организации, адрес организации, номер телефона, ФИО коллектора. В случае отказа можно смело вешать трубку. Если же звонящий ответит на все ваши вопросы, будет разумно продолжить разговор с целью выяснения, какими документами он руководствуется, кто предоставил ему ваши персональные данные, и с какой целью он вам звонит.

    При личной встрече с коллектором попросите его предъявить документ, удостоверяющий личность и заверенное разрешение на взыскание задолженности. Все разговоры записывайте на диктофон. Идеальным вариантом будет, если ваши встречи будут происходить при участии юриста. При любой незапланированной встрече с коллектором сразу ищите свидетелей на случай правонарушения. Ни в коем случае не впускайте коллекторов в свой дом в соответствии со ст. 25 Конституции РФ о неприкосновенности жилища. У коллекторов нет права входить в ваше жилище и требовать этого. За попытки незаконного проникновения в вашу квартиру они могут быть привлечены к уголовной ответственности по ст. 139 УК РФ.

    Должнику следует помнить, что при общении с коллектором, выкупившим долг, имеется возможность «закрыть» свои обязательства с существенным дисконтом, поскольку банки часто продают долги с большой скидкой. Поэтому коллектором выгодно получить часть «живых денег» сразу и простить остаток долга. То есть с ними можно попытаться договориться, однако в случае попытки оказать физическое воздействие, покушения на ваше имущество или попытки без вашего согласия проникнуть в ваш дом, следует немедленно писать заявление в правоохранительные органы.


    Дальше...
    Написал Матвиенко Екатерина (Екатерина Матвиенко) в теме Специалист по возврату долгов. Как защитить от него должника днем и ночью? 24.02.2016 14:54
  • В учебных заведенияхРоссии, как и в других странах, взаимоотношения между учителями и учениками в наши дни как никогда сложны. К перечню "стандартных" причин взаимных конфликтов на почвенизкой успеваемости и ненадлежащего поведения ребенка добавилисьрелигиозно-этническое неприятие, вседозволенность школяров из состоятельных семей, равно как и "продукты" воспитания (или его отсутствия) в неполных семьях,законодательное расширение прав ребенка, и, конечно, общее усиление социальнойагрессии у подростков.

    Вот реальный пример непредсказуемой поведенческой "вспышки" европейского тинэйджера из тихого городка:

    По сообщениям СМИ, в канадском Ля-Лоше подростокзастрелилдома двух своих братьев и отправился в школу, где его жертвами стали еще двое человек, в числе которых 23-летняя единственная дочь исполняющего обязанности мэра городка, работавшая учительницей.Юноша задержан.

    Подобный случай произошел в Гааге (Нидерланды, 2004), 17-летний учащийся одной из средних школ тяжело ранил учителя биологии, выстрелив ему в голову из обреза. Инцидент произошел во вторник во время школьной перемены на глазах у десятков учащихся. Как сообщил голландский телеканал "НОС", в критическом состоянии учитель был доставлен в госпиталь на вертолете, после чего ему была сделана операция. Учащиеся утверждали, что напавший на преподавателя подросток был недоволен тем, что его на несколько дней отстранили от занятий за плохую неуспеваемость.

    В России подобный случай произошел 3 февраля 2014 года в московской школе №263 (Отрадное). Ученик 10 класса этой школы Сергей Гордеев, взяв карабин и винтовку своего отца, проник в здание школы, где убил учителя географии захватив в заложники своих одноклассников, а затем открыл огонь по прибывшим на место происшествия сотрудникам МВД России, убив сотрудника вневедомственной охраны и тяжело ранив патрульного. Произошедшее стало первым случаем школьной стрельбы в России. 3 марта 2015 года Бутырский районный суд Москвы признал Гордеева совершившим убийства и покушение на убийство в состоянии невменяемости и направил его на принудительное психиатрическое лечение. Решение было оспорено защитой потерпевших, 10 августа 2015 года Московский городской суд признал его незаконным однако 13 ноября 2015 года Президиум Мосгорсуда направил дело на пересмотр в Московский окружной военный суд. В настоящее время продолжает находиться на рассмотрении.

    Вот еще несколько примеров зверской расправы школьников с учителями.

    В Китае (20.10.2015), трое школьников жестоко убили учительницу. Инцидент произошел в воскресенье в уезде Шаодун округа Шаоян. Полиция арестовала нападавших на следующий день после убийства. Ученики гуляли возле школы, когда решили ограбить учительницу, которая в тот момент дежурила в учебном заведении вместо охранника.

    После этого ученики проникли в здание и напали на 52-летнего преподавателя, избив ее деревянной дубинкой, а затем завязали ей рот кляпом и отнесли ее в туалет, где женщина скончалась от полученных травм. Полиция арестовала нападавших .Оказалось, что они являются учениками другой школы уезда. Школьники украли у жертвы мобильный телефон, а также наличные денежные средства в размере около двух тысяч юаней (примерно 315 долларов США). Полиция арестовала нападавших на следующий день. Это наглядный пример необъяснимой дикости и жестокости подростков.

    С учительницей физики из России (Иркутск), Ларисой Фисенко (01.02.2008) произошел следующий инцидент. Собственный ученик за поставленную двойку нанес несколько ножевых ранений. Серьезно повредил легкое, желудок. Физика Евгению не давалась. Лариса Фисенко - педагог требовательный. И чуть ли не каждый урок ставила молодому человеку двойку. К концу года одиннадцатиклассник понял, что может остаться на второй год. Перед одной из последних пересдач Евгений встретил учительницу возле ее подъезда. Просил об итоговой тройке. Лариса Валентиновна сказала, что решать этот вопрос будет только в школе. Тогда подросток напал. В результате женщина несколько недель провела в больнице.

    Бывают и совершенно противоположные ситуации, когда и взрослый не в состоянии сдержать вспышку гнева. К этому приводит профессиональная деформация при многолетней работе в школе.Подобныйслучай произошел 24.12.2015 года, в школе №2000, расположенной на юге Москвы . Двадцатишестилетний учитель истории Дмитрий Миссиянпосле проведенного урока в 7Б оставил в кабинете четырех наиболее шумных учеников.Дети весь урок передразнивали и мешали занятиям. Учитель в ходе конфликта взял одного из учеников -13-летнего Кирилла Т. – за шею и начал душить. Мальчика он позже отпустил, а другие дети в это время выбежали из кабинета», - сообщает LifeNews со ссылкой на источник в правоохранительных органах. Вскоре учитель был задержан и полностью осознал свою вину. В отношении него начата проверка, по итогам которой будет решен вопрос о возбуждении дела по статье«Покушение на убийство».

    Хочу подчеркнуть, что это достаточно серьезная статья

    Покушение на убийство - статья 30, 105 УК РФ. В соответствии с частью 3 статьи 30 УК РФ, покушением являются умышленные действия, направленные на совершение преступления, при условии, что оно не было доведено до конца по причинам, не зависящим от виновного. К таким обстоятельствам может быть отнесено, например, задержание виновного сотрудниками полиции или другими лицами.

    На практике, покушение на убийство, то есть преступление, предусмотренное ч.3 ст.30, ст.105 УК РФ, нередко бывает сложно отграничить от умышленного причинения тяжкого вреда здоровью - ст.111 УК РФ. Пределы наказания по этим двум нормам имеют принципиальные различия - в первом случае санкция достигает пожизненного лишения свободы, во втором - максимум, что может грозить виновному - 15 лет заключения.

    Таким образом, для квалификации попытки убийства ключевое значение имеют два фактора:

    1.умысел виновного

    2.обстоятельства прекращения преступления (наличие или отсутствие препятствий для доведения намерений до конца).

    Не так давно (23.10.2015) в средней школе одного из крупных сел Чайковского района Пермского края. В Чайковском ОМВД подтвердили факт нанесения учителем ученику телесных повреждений, но в интересах следствия и несовершеннолетних участников ЧП полиция не разглашает все подробности случившегося. Назначена экспертиза по установлению тяжести причинения вреда здоровью ребенка. По окончании доследственной проверки будет дана юридическая оценка действиям школьного учителя и принято процессуальное решение".

    Безусловно, педагог совершил серьезное правонарушение и не имел права причинять физический вред ученику. На мой взгляд, по-настоящему профессиональный педагог всегда сумеет найти подход к любому, даже самому сложному ребенку или подростку. Скорее всего, этот педагог находился в школе не по призванию, во всяком случае, морально, психологически он не был готов работать с трудными детьми, которые есть, практически в каждом классе.

    Давайте вместе попытаемся разобраться в психологии таких «трудных» подростков, понять, как правильнее общаться и взаимодействовать с ними. Однажды ситуация может накалиться до предела, до конкретной статьи уголовного кодекса РФ. Помните, что это может коснуться как вашего ребенка, так и его учителей.







    Как вычислить «трудного подростка»



    Трудными подросткаминазывают тех детей, чье поведение резко отличается от общепринятых норм и препятствует полноценному развитию. Зачастую,к труднымотносят детей, существенно различающихся по своим индивидуальным особенностям.

    Главная особенность трудных детей – психическая незрелость, отставание от возрастных норм.







    Как ведет себя трудный подросток:

    1. Напускная независимость

    2. Нежелание учиться

    3. Отсутствие уважительного отношения к учителям, родителям

    4. Авторитет завоевывается у сверстников с помощью физической силы

    5. Грубость, цинизм, бесшабашность

    6. Повышенная внушаемость

    7. Неумение соотносить свои поступки с нормами поведения

    8. Слабость логического мышления

    9. Импульсивность

    10.Позерство

    11.Вспыльчивость

    12.Жестокость

    13.Злопамятность

    14.Мстительность

    15.Холодность







    Возможные причины «трудного возраста»:

    1. Наличие врожденного психического заболевания

    2. Пограничное состояние (акцентуации характера, пограничная аномальная личностная изменчивость (выход за пределы поведенческих норм в результате стрессовой ситуации, а также способность психики вернуться обратно в границы нормы, т.н. «дрейф»)

    3. Перенесенные инфекции (грипп, малярия, венерические инфекции, острые интоксикации)

    4. Травмы головы

    5. Частые и тяжелые заболевания, ослабляющие организм

    6. Алкогольная интоксикация плода

    7. Неблагоприятный климат в семье

    8. Отсутствие единства требований со стороны родителей и учителей, полярность их требований

    9. Хроническая неуспеваемость в школе (в результате педагогической запущенности, дефицита внимания в семье).



    Грани нормы и патологии не всегда легко различимы в подростковом возрасте. Поэтому, даже опытному врачу приходится иногда несколько раз встречаться с подростком, прежде чем решить, имеет ли он дело с особенностями характера или с психическим заболеванием.

    Тем более, не могут разобраться в этом сложном переплетении сами родители.

    Не гадайте, не ждите годами!Обратитесь к клиническому психологу!!!



    Существуют различные программы психологических тренингов по работе с трудными подростками. Психотренинги могут проходить в русле разных направлений психотерапии, которые подбирается для каждого подростка, учитывая индивидуальные особенности его акцентуации характера (крайней границы нормы). См. В. Личко "Акцентуации характера у подростков" (шизоидная акцентуация характера, истероидная, эпилептоидная, гипертимная, сензитивная).

    1.Арт-терапия

    2.Гештальт-терапия

    3.Психодрама

    4.Символ-драма

    5.Поведенческая терапия (трудотерапия)

    Особенно хочу порекомендовать тренингитрудотерапией на животноводческой на ферме. Желательно, чтобы такая ферма находилась подальше от города. Возможность пользоваться интернетом и мобильными устройствами у подростка категорически исключается. Каждый день начинается с того, что ребенок начинает кормить завтраком всех домашних животных (кроликов, кур, овец, козочек) и только после этого завтракает сам. Животных нужно не только кормить несколько раз в день, но и чистить курятник и другие места их обитания. В летнее время - работы на огородах, в саду. В зимнее время - очистка территории фермы от снега. В свободное от работы время, подросткам предлагается построить совместно горку или вылепить снежную крепость, что способствует развитию навыков общения и стимулирует необходимость искать общий язык друг с другом даже очень замкнутым, малообщительным.

    Более эффективный способ: собираем на ферме от 4-5 трудных подростков, в свободное от трудотерапии время, возможно проведение тренингов в направлении психодрамы или арт-терапии, игровой терапии, сказкотерапии. Необходимо учитывать личностные особенности подростков, чтобы подобрать наиболее подходящий вид групповой психотерапии, проводящейся в промежутках между работами по ферме и работами по дому, в котором проживают дети.

    Арт-терапия (от англ. art, искусство)- терапия изобразительным творчеством, имеющая целью воздействие на психоэмоциональное состояние человека. В узком смысле слова - рисуночная (можно использовать простые и цветные карандаши, гуашь, акварель. Рисуя, подросток учится выражать свои скрытые эмоции, самовыражаться в рисунке. Подростки рисуют, как правило, на свободную тему, обмениваются своими работами и мыслями по поводу рисунков других членов группы. Весь процесс контролируется и при необходимости, корректируется клиническим психологом, психотерапевтом.

    Психодрама - вид групповой психотерапии, в котором подростки разыгрывают различные ролевые игры на заданные психотерапевтом темы. В отличие от классических театральных ролей, здесь роли участники выбирают и распределяют сами. Психотерапевт лишь объясняет основные правила психодрамы, а в пределах их поощряет всяческую импровизацию и спонтанность. Участникам не навязывается какой-то конкретный сценарий, они не разыгрывают сцены из своей прошлой жизни, а действуют "здесь и сейчас". Именно такая творческая атмосфера позволяет участникам отвлечься от собственных комплексов, выйти за пределы шаблонов поведения. Этот вид групповой психокоррекции особенно полезен для трудных подростков, имеющих сложности в отношениях со взрослыми, со сверстниками.

    Гештальт-терапия- это одно из современных направлений экзистенциальной психотерапии, главная цель которой повысить собственную осознанность для достижения целостности личности, наполненности и осмысленности жизни, улучшения контакта с окружающими людьми и внешним миром. Из разрозненных кусочков мы создаем свой собственный целостный образ, целостную личность, что особенно актуально для подростков во время их личностного становления. Гештальт-терапия учит подростка грамотно расходовать накопившуюся энергию и не зацикливаться на мелочах, которые отвлекают от поставленной цели, учит отбрасывать негативные воспоминания и мысли, мешающие ему полноценно учиться и общаться.

    Игровая психотерапия -метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. Для подростков этот вид психотерапии также может играть существенную роль в проигрывании своих социальных ролей, в дальнейшем выборе профессии. Важную роль в процессе игровой психотерапии играет так называемая терапия отреагированием, когда разыгрываются такие игровые ситуации, в которых ребенок или подросток может пережить конфликтную или страшную для него ситуацию вновь, но в безопасной обстановке. Воссоздание такого травмирующего события позволяет подростку освободиться от психического напряжения, вызванного этим событием.

    Сказкотерапи?я- очень полезный для подростков вид психотерапии, когда в сказочном путешествии можно предложить различные игры и упражнения, направленные на развитие самоинтереса, рефлексии, повышение самооценки и уверенности в себе, снятие повышенного психического напряжения. Часто у "трудных" подростков повышена агрессивность и в связи с этим существуют проблемы конструктивного взаимодействия друг с другом. Для разрешения подобных проблем существуют специальные игры. (здесь может быть отдельная статья).

    Тренинги умений . Тренинг – это наработка жизненных навыков и умений. Проводятся под руководством опытного психотерапевта. К видам таких умений относятся: управление собственным состоянием тревожности, планирование своего образовательного развития (обучение в школе, сдача экзаменов, поступление в ВУЗ), профориентация, изменение собственных жизненных установок . Это, своего рода, перепрограммирование уже имеющейся у подростка модели поведения.

    Коммуникативные тренинги для подростков развивают умение слушать партнера и развивать навыки общения, сокращать дистанцию между собеседниками (при закомплексованности), умение контролировать свое поведение. При этом развиваются такие качества как доброжелательность, общительность, уверенность в себе.





    Основные ошибки в общении педагогов с подростками:

    1. Нельзя обращаться к ним "Дети"

    И еще хуже : "Дети ! Вы должны..."

    2. Обращаться к подростку по фамилии

    3. Кричать, ругаться, передразнивать

    4.Срывать злость из-за другого на мне

    5.Критиковать при других

    6.Движения "паразиты"

    7."рукоприкладство" (толкают, щиплют и др.)



    Советы педагогам:



    1.Общительность

    2.Внимательность к детям

    3.Доброта

    4.Оптимизм

    5.Чувство юмора

    6.Умение держать слово и выполнять обещания

    7.Мастер своего дела

    8.Энергичность

    9.Умение увлечь деятельностью

    10.Способность к сопереживанию

    11.Остроумие

    12.Тактичность





    Самая важная заповедь педагога в работе с трудными подростками:

    Защита прав подростка на яркие и сильные эмоции, на приключения, на романтику, на увлечения и интересы.

    Если мы хотим заботиться обобучении подростка- нас в первую очередь, должен волновать егопознавательный интерес.Подросток тем лучше учиться, чем ему интереснее.

    Если мы хотим заботиться овоспитании подростка- мы должны думать обэмоциональной и нравственной окраске событийного ряда его жизни.

    Это условие прослеживается в народной мудрости: "Хорошая мать кормит ребенка молоком и медом". Молоко - в значении еды, одежды и всего необходимого, материального для ребенка, а мед - это радость, сладенькое, интересное, эмоциональное и т.д. Учителям здесь можно посоветовать использовать на уроках активные формы, групповые , элементы тренинга, а также просмотр и обсуждение видеофильмов, использовать интерактивную доску и т.п.

    Моя бабушка, Людмила Ивановна Сербиненко, потомственный учитель математики, проработала в школе 35 лет, является заслуженным учителем Советского Союза, ветераном труда, всегда повторяла слова своей мамы, потомственной учительницы математики, преподававшей еще в царской гимназии дореволюционной России: "Плохие оценки твоих учеников, плохое поведение на уроках - это, прежде всего, оценка твоей собственной работы, отсутствие профессионализма и любви к детям".

    Совет молодым и не очень молодым педагогам:если Вам пришлось работать с трудным подростком, то не стоит подчеркивать его недостатки и оставлять "наедине" с ними, рассчитывая на то, что ребенок сам в состоянии проработать и исправить свои "темные" стороны...(Ты жесток, стань добрым", "ты груб, стань вежливым" и т.п.). Для подростка, искоренение подобных негативных качеств, как правило, является непосильной задачей. Сложные составные личности, как, например, грубость или жестокость, совсем не просто изжить и вместо них привить другие, социально полезные качества: вежливость, доброту, отзывчивость и т.д.

    Опирайтесь на положительные качества подростка (любовь к природе, животным, музыке, спорту) и развивайте их, постепенно меняя отношение к другим предметам и явлениям, к окружающим людям, учителям, родителям, к учебе, труду и т.п.

    Чаще всего, конфликты школьников с учителями берут свое начало в семье, в следствии неправильного воспитания или же его отсутствия. Прежде всего, родителям нужно научиться грамотно выстраивать взаимоотношения со своим ребенком.

    Вот несколько советов клинического психолога родителям «трудных» подростков:

    1. Не злоупотребляйте запретами и наказаниями

    2. Найдите причину такого поведения

    3. Помните, к Вашему ребенку нужен индивидуальный подход

    4. Усильте познавательный интерес. Вовлекайте ребенка в разные виды деятельности, но держите ситуацию под постоянным контролем.

    5. Говорите с ребенком тактично и избегайте резких выражений

    6. Разговаривайте, объясняйте, но не ставьте условий, не требуйте сразу идеального поведения

    7. Замечайте даженезначительные изменения сначала в поведении, так как сначала асоциальное поведение проявляется эпизодически, ситуативно, однако, позже отклонения происходят все чаще, положительные качества перестают доминировать, но сохраняются. И, наконец, асоциальное поведение входит в привычку.

    8. Найдите сильные стороны, качества Вашего ребенка и постарайтесь правильно их использовать, развивать, давая соответствующие посильные задания.

    В заключении, хочется процитировать классика отечественной педагогики, В.А.Сухомлинского:"Не нужно выставлять наружу недостатки в надежде, что ребенок сможет критически оценить свое поведение и изменить его..»

    Постарайтесь увидеть в подростке его лучшие стороны, которые не всегда отчетливо видны (любовь к животным, доброта, упорство в достижении цели, выносливость). Опираясь на положительные качества личности ребенка постепенно. Этот путь уязвляет самолюбие, чувство собственного достоинства, человеческую гордость. Таким путем нельзя воспитать стойкие нравственные убеждения. С первого дня пребывания в школе надо уметь рассмотреть в ребенке все лучшее, неустанно укреплять это лучшее и развивать."









    юридический психологЕкатерина Матвиенко


    Дальше...
    Написал Матвиенко Екатерина (Екатерина Матвиенко) в теме Школа и «трудный» подросток. Как учителю выстоять в «войне миров»? 14.01.2016 13:29
  • Каждый из нас может испытать резкое потрясение в результате неожиданного известия либо случившихся событий (не обязательно даже трагических). Регистрация брака, крупный выигрыш в лотерею, сообщение о беременности и т.п. – это стресс. Помогите организму снизить его последствия.

    Это можно сделать с помощью трех простых и проверенных классических упражнений:

    1. Постарайтесь принять удобное положение (лучше сесть), при этом не стоит пытаться анализировать ситуацию

    2. Задержите дыхание на несколько секунд, затем сделайте глубокий вдох и выдох. Повторите 5-10 раз

    3. Постарайтесь поднять плечи, насколько это возможно. Удерживайте их в таком положении (3-4 минуты), затем резко опустите плечи вниз, полностью расслабьтесь

    Такой комплекс не требует специальной подготовки или отдельного помещения. При возможности повторите его 2-3 раза. Ваша своевременная, бьющая точно в цель, реакция на внезапную стрессовую ситуацию позволит избежать в дальнейшем возможности развития опасных заболеваний и дисфункций систем организма.

    По данным специалистов, выполнение этих несложных упражнений в течение 10 минут после стресса практически полностью нормализует психическое состояние человека.

    юридический психолог Екатерина Матвиенко










    Дальше...
    Написал Матвиенко Екатерина (Екатерина Матвиенко) в теме Три первых шага при внезапном стрессе 14.01.2016 12:47