МУЗЕЙ ПРАВА

Отец «общественного договора»

В последнее время в России и за ее пределами вновь стали задаваться вопросом о том, как возникает государство и какие механизмы этому способствуют. Разговоры в эпоху кризисов, что политических, что экономических, всегда кончаются предположением, что «раньше было лучше». Как это ни странно, ответы на столь волнительные сейчас вопросы в XVIII в. дал французский мыслитель Жан-Жак Руссо, которого можно считать одним из родоначальников философии права и конституционных основ всех современных цивилизованных государств.


Жан-Жак Руссо

Руссо происходил из простой, но достаточно образованной семьи. С детства сын учителя танцев и часовщика Исаака Руссо увлеченно читал, прежде всего античные мифы и легенды, воображая себя героем; по знакомству его устроили подмастерьем к нотариусу, затем — к граверу. Однако с ним обращались сурово, и такая жизнь не устроила молодого человека, который в 16 лет решил покинуть отчий дом.


Аллан Рамси. Портрет Жан-Жак Руссо. 1766 г.
Шотландская Национальная галерея

Волею судьбы он получил работу лакеем в одном аристократическом доме, в котором к нему отнесли по-отечески. Хозяева наняли ему учителей, которые обучали Руссо иностранным языкам, грамматике, литературе и другим предметам. Это позволило молодому человеку расширить кругозор и продолжить обучение уже самостоятельно. Чуть позже он последовательно становится воспитателем и наставником в другом состоятельном семействе, а затем переходит на работу личного секретаря к графу Монтегю — французскому посланнику в Венеции. Правда, вскоре Руссо поругался с графом и даже написал на него кляузу. После того, как его ходатайство было удовлетворено, он устроился секретарем к откупщику Франкелю, который был знаком со сливками парижского общества. Через него Руссо познакомился со знаменитым философом Дидро и «энциклопедистами» — авторами задуманной Дидро «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел». Под влиянием их идей Руссо решил бросить хлебную работу у Франкеля и занялся перепиской нот, чтобы «жить трудом своих рук».


Луи-Мишель ван Лу. Потрет Дени Дидро. 1767. Лувр

Знакомство с Дидро и его единомышленниками, а также оригинальный ум сразу же сделали Руссо знаменитостью. Аристократы специально несли переписчику ноты, чтобы только познакомиться с ним. Разумеется, Руссо не бедствовал и получил прекрасную возможность заниматься своим непосредственным делом — философией. И главным результатом его работы стало сочинение «Об общественном договоре».


Титульный лист отечественного издания «Об общественном договоре» Руссо

Руссо не был первым мыслителем, кто предложил идею «общественного договора»: до него такие мысли высказывали Томас Гоббс и Джон Локк. Но именно Руссо создал наиболее четкую философско-правовую систему, которая впоследствии стала примером для всех конституционных государств современного мира. Достаточно сказать, что идеи «общественного договора» в трактовке Руссо нашли отражение в Декларации независимости США.


Декларация независимости США

По мнению Руссо, верховный носителем власти является народ, который заключает с правительством условный общественный договор, что в свою очередь создает государство. Французский философ считал, что в до-государственную эпоху человек стремится добиться максимального благополучия, зачастую за счет других людей. Однако в определенный момент наступает ситуация, когда передел земли и богатств может угрожать спокойствию общности людей. В таком случае народ передает право управления правительству для сохранения безопасности, спокойствия и защиты интересов граждан. При этом суверенитет народа неотчуждаем, неделим и абсолютен; когда политика правительства не отвечает интересам граждан, народ может сменить руководство государства по своей воле. Эти положения в наибольшей степени отвечают современному термину «демократия».


Надгробие Руссо в парижском Пантеоне

Жан-Жак Руссо стоит у истоков таких институтов, как референдум и народное представительство. Без его учения были бы невозможно такое естественное для современного общества явление как демократические выборы. И главное — философия провозгласила центральное правовое положение всех Конституций западного мира — о верховной власти народа.