Москалькова Татьяна Николаевна

Татьяна Москалькова о борьбе с терроризмом

 Огромные успехи последних лет в области предупреждения и борьбы с терроризмом в России – результат большого и напряженного труда законодателей, силовиков, общественных организаций и вообще всех граждан, для кого не безразлична судьба Отечества.

Мы извлекли уроки и сделали выводы из трагических событий, связанных с массовыми жертвами в результате террористических актов, совершенных в горбольницах Буденовска (1995 г.) и Кизляра (1996 г.), на центральном рынке во Владикавказе (1999 г.), в жилых домах Буйнакска, Волгодонска и Москвы (1999 г.), в Театральном центре «Норд-Ост» на Дубровке (2002 г.), на авиарейсах Москва-Волгоград и Москва-Сочи (2004 г.), в поезде на Замоскворецкой линии московского метро (2004 г.), в бесланской средней школе № 1 (2004 г.) и др.

В последние годы крупных террористических актов, слава Богу, в России удалось избежать. В результате грамотно проведенных МВД России и ФСБ России при поддержке других органов государственной власти и местного самоуправления были уничтожены основные бандформирования, ликвидированы базы подготовки террористов, перекрыты важнейшие каналы их финансирования.

Однако до сих пор, как для нашей страны, так и для современной мировой цивилизации в целом, терроризм по-прежнему остается одной из главных угроз. Причем в отличие от прежних периодов в настоящее время он приобрел ряд особенностей, обусловленных в первую очередь процессом глобализации и транснациональным характером. Терроризм приобрел форму сложной многоходовой криминальной деятельности, тесно связанной с другими видами преступлений: экономическими, общеуголовными, должностными, кибернетическим, биотехнологическими и т.д.

Сложившаяся ситуация потребовала принятия адекватных мер. К ним, думаю, в первую очередь следует отнести принципиально новое построение системы организации и осуществления антитеррористической деятельности на основе двух теперь уже относительно новых закона: Федерального закона от 7 августа 2001 г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов полученных преступным путем и финансированию терроризма» и Федерального закона от 6 марта 2006 г. «О противодействии терроризму».

Особо хочу подчеркнуть, что последний готовился группой депутатов Государственной Думы 4-го созыва и экспертов под руководством в то время заместителя председателя Комитета Государственной Думы по безопасности Анатолия Сергеевича Куликова, который ранее являлся главнокомандующим внутренними войсками МВД России, а затем Министром внутренних дел Российской Федерации, и, конечно, прекрасно знал практическую сторону вопроса.

Впервые Федеральный закон от 6 марта 2006 г. «О противодействии терроризму» закрепил понятие терроризма и четко определил полномочия всех субъектов антитеррористической деятельности, включая Президента Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. Закрепил место, роль и компетенцию оперативного штаба, а также руководитель контртеррористической операции.

Понятно, что без специальной военной техники, армейских сил и средств невозможно успешно провести контртеррористическую операцию. Однако до принятия названного закона данный вопрос не имел правовой регламентации. И только с его вступлением в силу появилось юридически закрепленное право на участие Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом, в том числе и для пресечения международной террористической деятельности за пределами ее территории.

Важными новшествами закона являются также нормы, регламентирующие особенности пресечения террористических актов в воздушной среде, во внутренних водах, в территориальном море и на континентальном шельфе Российской Федерации.

Кроме того, Федеральный закон о противодействии терроризму дал четкое определение правового режима контртеррористической операции и условий ее проведения, закрепления конкретного комплекса мер и ограничений, применяемых во время ее проведения, правил возмещение вреда, причиненного в результате террористического акта и социальная реабилитация лиц, пострадавших в результате террористического акта, и лиц, участвующих в борьбе с терроризмом.

Этим же законом предусматривается, с одной стороны, ответственность организаций за причастность к терроризму, а с другой - вознаграждение за содействие борьбе с терроризмом.

Федеральным законом от 7 августа 2001 г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов полученных преступным путем и финансированию терроризма» и десятью федеральными законами, внесшими в него изменения и дополнения в 2002-2007 гг., установлен обширный комплекс мер по пресечению притока денежных средств в террористические организации, а также введена конфискация денег, ценностей и иного имущества, полученных в результате совершения преступлений террористической направленности.

Существенные изменения в последние годы претерпели и нормы УК РФ о терроризме. В частности, федеральными законами от 27.07.2006 N 153-ФЗ и от 30.12.2008 N 321-ФЗ внесены коррективы в статьи 205, («Террористический акт», 205.1. («Содействие террористической деятельности» и 205.2 («Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма», направленные на введение новых составов преступления и усиление уголовной ответственности за терроризм.

Анализ причин и условий совершенных в России терактов, позволил сделать вывод о пагубном влиянии на эти процессы незаконной миграции. За последние 10 лет более, чем в 100 раз увеличилось количество преступлений, совершенных иностранцами. В связи с этим 6 мая 2008 г. был принят Федеральный закон № 60-ФЗ, в котором закреплены положения, направленные на усиление миграционного контроля за правилами нахождения иностранцев на территории России и регулирование процесса депортации и реадмиссии.

Постоянно работая над темой профилактики совершения преступлений террористической направленности, ряд депутатов, и я в том числе, совместно со специалистами МВД России и др. федеральных органов исполнительной власти, разработали и внесли в Госдуму два очень важных, на мой взгляд, законопроекта. Первый называется «Об участии населения в охране общественного порядка», а второй - «Об административном надзоре за лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы».

Законопроект «Об участии населения в охране общественного порядка» позволяет восстановить апробированный на практике институт добровольных народных дружин и внештатных сотрудников милиции и других правоохранительных органов, наделив их конкретными правами и обязанностями, а также средствами правовой защиты и социальными гарантиями.

Другой законопроект - «Об административном надзоре за лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы» - позволяет в предусмотренных его нормами случаях органам внутренних дел контролировать на основании решения суда поведение террористов, освободившихся из мест лишения свободы.

Понимая, что в одиночку терроризм не победишь, мы проделали за последние годы серьезную работу по развитию международного сотрудничества в этом направлении. И сегодня наше государство является участником Шанхайской конвенции о борьбе с бомбовым терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом 2001 г.), Конвенции о борьбе с бомбовым терроризмом 1997 г., Конвенция о борьбе с финансированием терроризма 1999 г., Договор о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с терроризмом 1999 г., Международная конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма 2005 г. Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма 2005 г.) и другие.

Но, как известно, теория без практики мертва. Поэтому чрезвычайно важно постоянно осуществлять подготовку и переподготовку кадров, непосредственно участвующих в операциях и акциях по обезвреживанию террористов.

Последним, не побоюсь этого слова, достижением в этом направлении явилось создание в рамках ОДКБ (Организации договора о коллективной безопасности) коллективных силы оперативного реагирования (КСОР) правоохранительной направленности. Планируются совместные учения и отработка методик противостояния КСОР современным вызовам и угрозам террористической направленности.

Третий год в России функционирует также Международный межведомственный центр подготовки и переподготовки специалистов по борьбе с терроризмом и экстремизмом в рамках ОДКБ на базе Всероссийского института повышения квалификации сотрудников (ВИПК) МВД России, где на постоянной основе, осуществляется подготовка кадров, специализирующихся на борьбе с терроризмом, а также проводятся мероприятия с участием российских и иностранных специалистов.

Так что работы очень много, и мы ее ведем!

По материалам журнала «Мигрант»